«Правила игры» создавать нам самим
Станислав ШВАГЕРУС, Генеральный директор «Саморегулируемой ассоциации автомобильных перевозчиков», Москва
"Бумажная" версия журнала "Дальнобойщик", №3,2006
Для начала следует определиться, что подразумевает под собой термин «единые правила игры», о которых говорят многие автотранспортники, озабоченные перспективами развития бизнеса. В моем представлении, и в представлении моих коллег, это создание современной системы взаимоотношений между субъектами транспортного бизнеса (автоперевозчики различных форм собственности и величины), государством и потребителями транспортных услуг.
В этой связи я бы хотел рассмотреть только один из аспектов деятельности СААП. Для решения проблем, которые существуют в автотранспортной отрасли сегодня, прежде всего, необходимо добровольное объединение основной части добросовестных перевозчиков для поэтапного установления тех самых внятных и прозрачных «правил игры».
К отмене лицензирования внутрироссийских грузовых автомобильных перевозок у транспортников отношение неоднозначное. Однако если оценивать этот шаг с долгосрочных, стратегических позиций, необходимо признать, что отход государства от мелочного регулирования транспортной деятельности в конечном итоге должен пойти ей на пользу. Начну с простого: все прекрасно помнят, во что превратился процесс лицензирования. По сути, очень часто, не в состоянии исполнить требования транспортной инспекции, соискатели просто покупали у чиновников заветную лицензию. Выполнение нескольких формальных требований автоматически означало появление на рынке нового автоперевозчика. Насколько профессионально был построен его бизнес, кто садился в кабину автопоездов, какого качества услуги получали потребители – этот вопрос мало кого волновал…
Аналогичная картина, кстати, происходит во многих других отраслях, например, в строительстве, в коммунальном секторе, в турбизнесе… Говорить об «эффективном государственном контроле» при подобном развитии событий едва ли имеет смысл. За деньги можно купить многое, — лицензионную карточку, «липовый» договор, медицинскую справку, нужный акт... Но не профессионализм… Профессионализм – это в первую очередь опыт…
Отмена лицензирования как инструмента государственного контроля в области автомобильных грузоперевозок предполагает создание альтернативных методов регулирования рынка автотранспортных услуг. Исправить ситуацию возможно через использование самими субъектами бизнеса принципов саморегулирования своей деятельности.
В большинстве развитых экономик процесс концентрации предпринимателей происходил естественным, эволюционным путем на протяжении многих десятилетий. Подобные ассоциации являются неотъемлемой частью гражданского общества, показателем его способности к самоорганизации, защите своих прав и представительству интересов в органах власти. В России саморегулируемые профессиональные объединения достаточно успешно зарекомендовали себя в таких сферах, как оценочная деятельность, аудит, реклама, рынок ценных бумаг.
Принятие закона «О саморегулируемых организациях» планируется во второй половине нынешнего года. Появление этого закона даст реальную возможность профессиональным объединениям и ассоциациям автотранспортников взять на себя функции взаимодействия с властью, формирование законодательной базы и регулирования ранка автоперевозок.
Только не надо принимать слово «регулирование» излишне эмоционально. Это – не запреты, не ограничения, не диктат. Функция регулирования выражается в разработке и установлении обязательных для выполнения членами организации правил профессиональной деятельности, внутренних правил и стандартов деятельности и профессиональной этики, контроль за деятельностью участников объединений на предмет соблюдения законодательства, установленных правил и стандартов, объективное рассмотрение жалоб и претензий. Причем все это осуществляет не «дядя из столицы» путем принятия не всегда логичных и правильных правовых актов, а сами автотранспортники, в своем регионе, с учетом местных условий… Саморегулирование профессиональной деятельности подразумевает коллективный принцип управления организациями. То есть бизнес самостоятельно вырабатывает для себя правила и стандарты, которые не противоречат законодательству, и сам же берет на себя ответственность по их строгому выполнению.
Выполнение некоего перечня обязанностей подразумевает и наличие определенных прав. Ассоциация осуществляет партнерские отношения со страховыми и лизинговыми компаниями, банками, поставщиками транспортных средств и сервисными организациями, обслуживающими технику, поставщиками топлива и запасных частей, с кадровыми агентствами, информационно-логистическими центрами. Для всех перечисленных категорий предприятий одна, даже крупная транспортная или транспортно-экспедиционная фирма не представляет особого интереса. А вот консолидированный региональный перевозчик – реальная сила на своем рынке в силу количества техники и объемов перевозок – желанный клиент… Ассоциация в состоянии обеспечить своих членов более выгодными и эффективными условиями ведения бизнеса, что непосредственно ведет к укреплению их конкурентоспособности.
И это не прожекты, не какая-то отдаленная перспектива. Уже сегодня члены нашей ассоциации имею возможность, например, приобретать автотранспорт в лизинг под минимальный процент удорожания, с минимальным первоначальным взносом, значительно меньшим, чем стандартные 30 процентов.
Отдельно стоит остановиться на вопросе членства в организации. В силу субъективных и объективных причин представители среднего и мелкого бизнеса, автоперевозчики-индивидуалы считают, что, во-первых, они в состоянии справится со своими проблемами сами, а во вторых, инстинктивно противятся появлению какого-либо организующего начала в их деятельности… Это, конечно, их право. Но и насильно тащить в свои ряды мы никого не собираемся… Кстати, среди членов нашей ассоциации, действующей с прошлого года, есть и крупные автопредприятия, и представители малого бизнеса. Отбор идет не по количеству «лошадей в стойле», а исходя из того, на каких принципах предприниматели строят свой бизнес, насколько полно люди осознают проблемы отрасли и, что самое важное, понимают наиболее эффективные пути их решения.
В настоящее время очевидно, что восстановить былую систему грузовых автомобильных перевозок в прежнем формате, о чем с тоской и сожалением вспоминают многие автотранспортники, невозможно. Да в этом и нет необходимости – слишком многое поменялось и в общественно-политической жизни, и в экономике. Наладить действенную работающую схему возможно только на качественно ином уровне.
Разработанная нами «Концепция развития Саморегулируемой Ассоциации автомобильных перевозчиков» исходит из реального положения дел как в бизнесе автоперевозок, так и в общественно-политической ситуации в государстве.
Просчитанные нами периоды развития Ассоциации включают шесть этапов. Основной объем организационной работы придется на 2007-2009 год, с тем, чтобы к 2010 году, после объединения автоперевозчиков на межрегиональном уровне, выйти на создание филиалов на всей территории России и формирование общероссийского зваимодействия автотранспортников. Первые из запланированных этапов в той или иной степени уже выполнены или выполняются. Скорость исполнения оставшихся зависит, в сущности, только от условий функционирования экономики государства и готовности автотранспортников создавать самим для себя цивилизованных условий развития своего бизнеса.
|