Простои на разгрузке превратились в серьёзную головную боль автоперевозчиков. День-два перетерпеть можно, но когда речь идёт о рабочей неделе... И когда машина уже «забита» под следующий рейс... Приятного мало. В этой ситуации автоперевозчики чаще всего вспоминают о возможности «удержания груза в счёт оплаты перевозки», которая предусмотрена Гражданским Кодексом РФ. Однако есть ещё один инструмент. Менее известный, но не менее эффективный. Это – возврат груза к месту загрузки, и за счёт грузоотправителя. Не диспетчера, который пытается «соскочить», сняв с себя всю ответственность, а именно владельца груза...
Приведём пример из нашей переписки по поводу именно такой конфликтной ситуации. С коротким, но полным алгоритмом действий автоперевозчика.
Руководителю транспортной компании Иванову Ивану Ивановичу в ответ на запрос в юридическую службу "Дальнобойщик"
Как следует из предоставленных в юридическую службу «Дальнобойщика» материалов, автопоезд «ТЭК ЛАГУНА» выполнял рейс по маршруту Крым (с.Льговское) – Московская обл. (пос. Воровского). Рейс выполнялся в соответствии с заявкой на перевозку № Ъ1400161 от 23. 10.14 г. Грузоотправителем по транспортной накладной № 93 от 23.10.2014 выступает ООО «Вина Ливадии», грузополучателем – ООО «Система оценки качества».
Выгрузка перевозимого груза, алкогольной продукции в ассортименте, должна была производиться на территории ЗАО «Складской комплекс универсальной продукции «Храпуново».
В соответствии с заявкой, срок выгрузки – не более суток от обозначенной даты прибытия транспортного средства. Однако на момент обращения, 09 ноября 2014 года, выгрузка не была осуществлена.
Информируем Вас о том, что нормативные документы, регламентирующие перевозку грузов автомобильным транспортом, предоставляют Вам несколько вариантов защиты своих прав, от удержания груза, до его возврата грузоотправителю.
Срыв сроков выгрузки более чем на сутки может считаться нарушением существенных условий договора перевозки груза. Подтверждением заключения договора перевозки груза автомобильным транспортом является транспортная накладная (п.1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, ФЗ259 от 8 ноября 2007).
Отказ грузополучателя своевременно принять груз дают Вам возможность реализовать алгоритм действий, предусмотренный, в том числе, ст. 66 Правил перевозки грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства РФ №272 от 15 апреля 2011 г.):
ст. 66.
В случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу (переадресовка груза), а при невозможности доставки груза по новому адресу возвратить груз грузоотправителю с соответствующим предварительным уведомлением. Расходы на перевозку груза при его возврате или переадресовке возмещаются за счет грузоотправителя.
ст.67
Переадресовка груза осуществляется в следующем порядке:
а) водитель с использованием средств связи информирует перевозчика о дате, времени и причинах отказа грузополучателя принять груз;
б) перевозчик в письменной форме либо с использованием средств связи уведомляет грузоотправителя об отказе и причинах отказа грузополучателя принять груз и запрашивает указание о переадресовке груза;
в) при неполучении от грузоотправителя переадресовки в течение 2 часов с момента его уведомления о невозможности доставки груза перевозчик в письменной форме уведомляет грузоотправителя о возврате груза и дает указание водителю о возврате груза грузоотправителю;
г) при получении от грузоотправителя указания о переадресовке груза до его доставки грузополучателю, указанному в транспортной накладной, перевозчик с использованием средств связи информирует водителя о переадресовке.
В сложившейся ситуации рекомендуем Вам посредством электронной почты и с обязательным дублированием телеграфной связью уведомить грузоотправителя, ООО «Вина Ливадии», и посредника, ООО «АвтоАльянс», об отказе грузополучателя принимать груз.
Текст извещения:
«Автопоезд гос.номер А ХХХ РО/18, п/прицеп гос. номер АЕ ХХХХ/18, выполнявший рейс, согласно заявке на перевозку № Ъ1400161 от 23.10.2014г., по договору № 2999/13АВ от 12.07.2013г., в течении 7 суток не разгружается грузополучателем, ООО «Система оценки качества», без указания причин отказа выгрузки.
В соответствии со ст. 66 ППГ, требую в течении двух часов официально предоставить информацию о переадресации груза, например, на один из складов временного хранения, находящийся на территории Ногинского района Московской области. В случае отказа от переадресации в установленный нормативными документами срок будет осуществлён возврат груза грузоотправителю, ООО «Вина Ливадии», и за счет грузоотправителя.
Дата, подпись, печать.»
Также считаем необходимым информировать Вас о том, что оплата сверхнормативного простоя транспортного средства в претензионном порядке может быть возложена на грузоотправителя. В случае отказа грузоотправителя от оплаты штрафных санкций Ассоциация готова оказать содействие в подготовке иска в арбитражный суд. Сумма штрафа за простои для грузоотправителя в этом случае будет увеличена за счёт оплаты юридического сопровождения иска.
Кроме того, в зависимости от исхода разрешения конфликтной ситуации, «Дальнобойщик» готов инициировать обращение в территориальные органы Федеральной Налоговой Службы по поводу использования в отношениях «грузоотправительэкспедиторперевозчик» (по данным транспортной накладной, соответственно, ООО «Вина Ливадии» – ООО «АвтоАльянс» – ООО «Крафтер» противозаконных, нелигитимных схем взаиморасчетов, направленных, как показывает практика работы юридического отдела, на неуплату налогов в бюджеты всех уровней, «отмыв» НДС.
Учитывая, что в обозначенной Вами конфликтной ситуации оказалось около пяти десятков единиц транспорта, очевидно, что указанные нарушения носят осознанный, целенаправленный и масштабный характер.
P.S.
На следующиее утро, после отправки телеграммы в адрес грузоотправителя, машину очень оперативно разгрузили...