Обзоры и аналитика
<<<Назад
Международные перевозки: бизнес на "транзитных книжках"

ФИЦ «Аналитика и Безопасность» продолжает расследование по выявлению фактов коррупции среди чиновников-«транспортников».

Ранее, в статье, посвященной Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) и ее лидеру – Евгению Москвичеву, были опубликованы итоги собственного расследования, проведенного ФИЦ «Аналитика и Безопасность».

В ходе расследования эксперты ФИЦ пришли к выводу: начиная с 2004 года, когда Москвичев еще занимал должность директора Департамента Минтранса РФ, вплоть до настоящего момента, у правоохранительных органов должно было накопиться немало вопросов к деятельности чиновника.

Однако до сих пор Москвичеву успешно удается не только совмещать кресло чиновника с портфелем коммерсанта, но и избегать ответственности за свою деятельность: все попытки возбудить против него уголовное дело претерпевали неудачу.

«РАС» и все: как уголовное дело против чиновника исчезло буквально на глазах.

Напомним, первый раз Евгений Москвичев попал в поле зрения правоохранительных органов еще в 2008 году. Уголовное дело было возбуждено ГСУ г. Москвы сразу по двум статьям: превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) и незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ). Вкратце, все сводилось к тому, что своим бездействием Евгений Москвичев, по версии следствия, способствовал незаконной предпринимательской деятельности директора некоммерческой организации «Российский автотранспортный союз» (НО «РАС») Ивана Марчука. По версии следствия, Марчук зарабатывал деньги на выдаче специальных разрешений, позволяющих осуществлять международные перевозки опасных грузов. При этом, выдача этих разрешений входила в компетенцию Минтранса, а сами документы размещались на фирменных бланках ведомства, таким образом причастность одного из чиновников ведомства становилась очевидной. Полученная в период с 2004 по 2006 г.г. незаконным путем прибыль в сумме составила более 5 млн. рублей и по, информации правоохранительных органов, была выведена на счета фирм-«однодневок».

Однако в дальнейшем уголовное дело в отношении Москвичева и Марчука закрыли и все подозрения были сняты по требованию небезызвестного зампрокурора г. Москвы Александра Козлова. Позже Козлов оказался замешан сразу в нескольких коррупционных скандалах, прокатившихся громкой информационной волной в СМИ, в качестве непосредственного участника. В 2011 Козлов засветился в «игорном деле» вместе с экс-главой ГСУ г. Москвы Иваном Глуховым: один из арестованных в своих показаниях сообщил, что именно Козлов предупреждал рестораны, в которых прятались подпольные казино о внезапных проверках правоохранительных органов. После этого зампрокурору Москвы припомнили историю 2006 года, связанную с «пропажей» земли в Московской области, выделенной под строительство домов для детей-сирот. Тогда на участках, выделенных больным детям, появился коттеджный поселок, однако на заявление от местного жителя с требованием возбудить по данному факту уголовное дело, Козлов подписал отказное.

Таким образом, в решении о прекращении уголовного дела в отношении Евгения Москвичева и Ивана Марчука нет ничего удивительного. Однако ФИЦ «Аналитика и Безопасность» было принято решение направить имеющиеся документы Президенту РФ с целью «реанимации» этого уголовного дела и проведения добросовестного следствия.

Общественная деятельность – самая выгодная деятельность.

В 2008-2009 году, видимо, достаточно ознакомившись с деятельностью некоммерческих союзов и ассоциаций, Москвичев сам возглавил крупнейшую из них. С назначением чиновника на эту должность был связан другой скандал, о котором ФИЦ «Аналитика и Безопасность» писал в 2012 году. Вкратце, когда в 2009 году Евгений Москвичев сменил Юрия Сухина на посту Президента АСМАП, сами члены ассоциации придерживались мнения, что набрать голоса ему удалось исключительно благодаря давлению тогдашнего руководства АСМАП на ее членов: зависимые от ассоциации мелкие перевозчики, которым она выдавала лицензии, отдавали свои голоса за кандидатуру замминистра, как того требовало руководство, заявляли руководители транспортных компаний.

Тогда же некоторые члены АСМАП попытались обжаловать итоги голосования и законность выдвижения Москвичева в суде, ими были направлены обращения в различные инстанции, однако положительных результатов это не принесло.

Претензии их сводились к тому, что по закону о госслужбе, назначенный на должность президента АСМАП Москвичев не мог более занимать пост в Минтрансе РФ. В 2009 году Евгений Москвичев покинул пост замминистра в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Но сами члены ассоциации отмечают, что его назначение на пост главы АСМАП все равно противоречило законодательству: так, согласно части первой пункта 3 статьи 17 Закона № 79-ФЗ чиновник не мог еще в течение 2-х лет занимать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, управление которыми ранее входило в его полномочия.

«Бизнес на транзитных книжках»

В 2008 году, в ходе проведения открытого конкурса по выбору уполномоченной организации для выполнения организационно-технической работы, связанной с выдачей иностранных и многосторонних разрешений российским перевозчикам (конкурс на право выдачи разрешений на международные перевозки), Евгений Москвичев являлся председателем конкурсной комиссии. Менее, чем через год он возглавил АСМАП – одну из организаций-участников этого конкурса, которая, как и ожидалось, получила право выдачи двухсторонних международных соглашений.

Вероятно, дела с международными соглашениями в последующие 5 лет складывались у Москвичева очень удачно. Однако в апреле этого года в игру вступил другой тип разрешительных документов: книжки Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ), которые оставались за той самой некоммерческой организацией «Российский автотранспортный союз», о которой речь шла выше. 4 апреля 2013 года на конференции в Париже Россия упростила европейским автоперевозчикам допуск на рынок, а Европа, в свою очередь, отменила для россиян существующие ранее квоты на книжки ЕКМТ. Тогда реакция Москвичева удивила разве что своей неприкрытой откровенностью: чиновник вдруг задумался об отечественных автогрузоперевозчиках, обвинив лоббистов перехода на ЕКМТ в «предательстве интересов России». Журналисты, в свою очередь, обвинили Москвичева в излишней заботе о своем бизнесе на «транзитных книжках» другого типа.

ЕКМТ отменить, лицензирование вернуть.

При этом, Евгений Москвичев не только не видит других опасностей, подстерегающих российских грузоперевозчиков, но уже делает первые шаги на пути к их лоббированию. Не успела Госдума принять законопроект, откладывающий на целый год штрафы за отсутствие тахографов, как Москвичев объявил о том, что в ближайшее время российских участников рынка грузоперевозок ожидает новый «побор»: лицензирование. Чиновник заявил, что уже этой осенью комитет Госдумы по транспорту возьмет пример со сферы пассажирских перевозок и внесет на рассмотрение законопроект об обязательном лицензировании грузоперевозок.

Эту процедуру в отношении автомобильных грузоперевозчиков в России уже несколько раз принимали, затем отменяли. В 2005 году лицензирование автомобильных грузоперевозок исчезло из перечня того, что подлежит лицензированию в обязательном порядке. Однако, возможно, в ближайшее время, российским грузоперевозчикам вновь придется «отстегивать» за лицензию около 30 тысяч рублей, именно такую сумму приводит газета «Московский Комсомолец».

Вероятно, в случае принятия законопроекта, состояние Евгения Москвичева, пошатнувшееся после истории с транзитными книжками, в скором времени вновь стабилизируется.

Однако, вероятно, так просто сдаваться в деле с «транзитными книжками» Евгений Москвичев не намерен. Сейчас он, кажется, всерьез озабочен рынком международных грузоперевозок. Чиновник уже направил ряд писем руководству Минтранса, премьеру Дмитрию Медведеву, вице-премьеру Дворковичу, в которых призывает одуматься и отменить переход на систему книжек ЕКМТ. Якобы, этот шаг способен разорить российских перевозчиков.

И такая забота могла бы насторожить или даже растрогать, если бы не знать всей ее предыстории, о которой ранее сообщал ФИЦ «Аналитика и Безопасность».

Таким образом, подобные «мысли о России», как в известном комедийном телешоу, к сожалению, посещают чиновников исключительно тогда, когда страдают их собственные коммерческие интересы.

Руководитель ФИЦ "Аналитика и Безопасность" Руслан Мильченко убежден, что подобными действиями чиновник, несмотря на то, что до сих пор суд не дал правовую оценку его действиям, уже нанес урон непосредственно репутации Президента страны: "Дыма без огня не бывает. Даже если все уголовные дела были прекращены, это уже весомый повод для представителей сегодняшней оппозиции проводить работу по дискредитации действующей власти".

13 июня 2013 г.

Федеральный информационный центр "Аналитика и Безопасность"

Архив статей
Форум "Дальнобойщик"
Ассоциация "Дальнобойщик"
Форум Ассоциации "Дальнобойщик"
Дальнобойщик Медиа-Групп
Обратная связь