Новости
<<<Назад
АСВГК: федеральные просчеты и региональная некомпетентность

Количество вопросов и претензий к работе автоматических постов весового контроля меньше не становится. И с ростом числа АСВГК, особенно на региональных автодорогах, проблемы автоперевозчиков будут принимать лавинообразный характер. Если на федеральном уровне часть вопросов, худо-бедно, удается решать, то идеология региональных дорожников, круто замешанная  на жадности и глупости, и усугубленная нехваткой финансирования, загоняет ситуацию в тупик.

Например. Только одно сообщение из новостных лент.

Пункты весового контроля для автодорог Республики Коми возьмут в лизинг

Начальная максимальная цена контракта превышает 620 млн рублей. Оборудование арендуют на пять лет, затем оно перейдет в собственность республики. Потраченные деньги власти региона планируют отбить за счет выписанных нарушителям штрафов. Об этом БНК рассказал замминистра строительства и дорожного хозяйства региона Эдуард Слабиков.

На сайте госзакупок появился аукцион по подбору компании, которая предоставила бы шесть автоматизированных систем весогабаритного контроля в аренду. За это региональные власти готовы заплатить 623,5 млн рублей. Предоставить оборудование подрядчик должен будет к 15 ноября 2018, и в аренде оно будет до 14 ноября 2023 года.

Заместитель министра строительства и дорожного хозяйства региона Эдуард Слабиков рассказал БНК, что это оборудование возьмут в аренду с правом последующего выкупа. По итогам 60 месяцев оно перейдет в собственность республики.

- По сути, это рассрочка платежа. С экономической точки зрения это самый удобный для нас вариант, — заверил он.

По предварительным расчетам, ежегодно системы будут приносить около 100 млн рублей штрафов. В таком случае, они выйдут почти на полную самоокупаемость.

Понимаете, о чем идёт речь, и о чем грезят региональные чиновники? Поставим посты и будем в автоматическом режиме срубать бабки. Отбивать, так сказать, затраты инвестора и пополнять бюджет.

Что такое «инвестор» и «частно-государственное партнёрство» на региональном уровне? Чаще всего это разговор двух-трех друзей-товарищей, один из которых выбился в начальники, а ещё пара считают себя такими вот самодостаточными местными олигархами.

- Слышь, Петрович, говорят, ты искал, куда бабки вложить?

- Ну да, в недвигу уже неинтересно, АЗС мои в пролёте, только бодяженным бензином и спасаемся… А что, какая-то тема есть?

- Ага. Автоматические посты весового контроля. Там штрафы за перегруз 150-400 тысяч с машины, прикидываешь? А сколько их через нас за год проходит? А за три? Представляешь? И через одну с перегрузом.  Это ж бездонная бочка! Вписывайся, бабло гарантированно капать будет…

 

Увы и ах! Готов разочаровать таких «инвесторов».  Перспективы в плане «бабло гарантировано капать будет»  не такие радужные, как сулят чиновники. Скорее наоборот. И можно ожидать, что через год-полтора тот самый «инвестор» твёрдыми пальцами прихватит тестикулы самонадеянного местного чиновника – «Это в какой блудняк с этими весами ты меня втравил, а?! И где бабло, которое должно отбиваться????»

Для более полного понимания, что такое штрафы за перегруз в общей картинке функционирования АСВГК, предлагаю прослушать короткий фрагмент аудиозаписи  моего выступления на заседании межотраслевого экспертного совета как раз по тематике АСВГК.

 

Кроме этого, Ассоциация «Дальнобойщик» подготовила свою аналитическую записку в Минтранс. Документ принят и, надеюсь, после кадровых перетрясок, перестановок и посадок (информация об этом тоже имеется) в Минтрансе, можно будет вернуться к этому вопросу.

 

Считаем необходимым настаивать на пересмотре  концепции функционирования АСВГК. Существующая методика взвешивания и оформления штрафов в «автоматическом режиме» не исключает ошибок в работе из-за неизбежных сбоев в работе оборудования. Оформление штрафа на основании показаний одного комплекта датчиков не может считаться обоснованным. На работу системы влияет множество неопределенных факторов: как ошибки/погрешности  самого измерительного комплекса, так и, например, состояние подвески транспортного средства, проходящего АСВГК, природно-климатические условия, состояние дорожного полотна, динамика и скорость движения транспортного средства и т.п.

У автоперевозчиков накопилось достаточно материалов, доказывающих случаев некорректность/ошибочность  замеров как габаритных, так и весовых параметров транспортного средства. Создатели весового оборудования неохотно, но тем не менее, вынуждены признавать, что  в ряде случаев система генерирует до 5-10% недостоверных/ошибочных данных, которые, тем не менее, становятся поводом применения штрафных санкций, обжаловать которые невозможно.

Существующий подход к организации работы АСВГК лишает автоперевозчика права на судебную защиту своих интересов, делает невозможным  использование положений п.10 ст.12.21.1 КоАП РФ.

Мы рассматриваем два варианта изменения ситуации.

Первое.  Единственные показания АСВГК в существующем виде не могут быть использованы для оформления штрафов, и могут применяться лишь как средство преселекции, выделения автомобиля-нарушителя из потока с последующим проведением контрольного взвешивания. И только на основании показаний «стационарных весов», обладающих кратно более высокой точностью относительно «автоматических», выносится решение о наказании нарушителя.

   Видео прохождения поста весового контроля в Австрии  предоставлено В.С.Трунаевым, Новосибирск.

Второе. Считаем необходимым подготовить  техзадание к разработке отличной от существующей методики взвешивания АСВГК. Суть её заключается в том, что съем данных проходящего транспортного средства осуществляется не с одного комплекта датчиков, а с каскада из трех-четырёх  комплектов, расположенных последовательно. Такая система нивелирует ошибки/сбои любого из комплектов, после обработки сигналов выдает усреднённый результат, который, по мнению профильных специалистов отраслевой науки, по точности/корректности приближается к точности стационарного оборудования.

Именно такие подходы (по первому и второму варианту) обсуждались несколько лет назад, при подготовке системы АСВГК на различных площадках (рабочие группы Минтранса, комитеты, экспертные советы ТПП и др.). Однако, очевидно, в целях удешевления стоимости системы в целом,  мнение специалистов было проигнорировано. Практика показала, что методики, выбранные Минтрансом,  дешевле, но в то же самое время, существенно снижают эффективность работы АСВГК, дискредитируют здравую, в общем-то, идею об избавлении процесса весогабаритного контроля от так называемого «человеческого фактора».

Финансовые ресурсы на установку как стационарных «контрольных» весов, и/или и на разработку новых методик взвешивания и переоборудования существующих комплексов  необходимо изыскивать путем оптимизации количества постов АСВГК на федеральных автодорогах РФ. Декларируемое количество (около 400 постов) представляется завышенным и избыточным. За основу чиновниками Минтранса были взяты «американские» и «европейские» показатели плотности постов на автодорогах (7,5 – 8 постов на 1000 км). Однако совершенно не учитывается тот факт, что, например, в США сеть автодорог представляет собой почти правильную  «сетку» с квадратными ячейками. Для «перекрытия» всего потока автотранспорта посты весогабаритного контроля должны находиться в точках пересечения меридиональных и широтных автодорог, что, естественно, требует их увеличенного количества.

Подавляющее большинство российских автодорог сформированы как радиальные, т.е., например,  из Москвы в Архангельск, Новороссийск, или с Урала в Сибирь, можно попасть только по одной федеральной автодороге. 

В этой связи считаем необходимым инициировать проверку обоснованности, целесообразности заявленных целевых показателей плотности постов АСВГК (1 пост на 120-140 км. федеральной автодороги). Таким образом, есть возможность снижения количества постов за счет повышения эффективности работы оставшихся.

 

Координатор Ассоциации «Дальнобойщик» Войтко В.Е.

 

Обсудить на форуме

Архив статей
Форум "Дальнобойщик"
Ассоциация "Дальнобойщик"
Форум Ассоциации "Дальнобойщик"
Дальнобойщик Медиа-Групп
Обратная связь