по материалам официального отзыва профсоюза "Дальнобойщик" в Госдуму на законопроект о "зимней резине"В зиму 2012-13 года снежные сугробы и, как следствие, заторы на российских автодорогах неоднократно становились поводом и причиной для глубокомысленных разговоров чиновников о необходимости использования «зимней резины» на легковушках и грузовиках. Мол, будет обязательным «переобувание» в такую резину – избавимся от пробок на дорогах. Ага… Самая спокойная народная мудрость по этому поводу звучит так: «Простота хуже воровства»… Меня же в этой ситуации цепляет другое. У наших чиновников в штате десятки помощников, референтов, экспертов. Перед тем, как выдавать очередную сентенцию на тему «есть ли жизнь на Марсе и как с ней бороться» - да пните вы своих подчинённых, пусть покопаются в бумажках, изучат нормативную документацию, проконсультируются со специалистами, на пальцах объяснят шефу тему и предмет обсуждения… Шеф умнее, в конце-концов, выглядеть будет…Не тяните резину.
Или много шума из ничего…Итак. Сенатором В.А.Тюльпановым несколько дней назад в Госдуму внесён законопроект № 202924-6 об обязательном использовании «зимней резины». Законопроектом предлагается дополнить ст. 12.5 КоАП РФ следующими формулировками:
«запретить … управление транспортным средством, не укомплектованным зимними шинами … в зимний период…». И штрафовать на 5000 рублей в случае нарушения запрета.
Комментарии СМИ сразу приобрели какой-то панически-истерический характер. Например.
«Фуры поедут на шипах
…В предложенном законопроекте сказано, что все, без исключения, автомобили, включая и большегрузы, должны переобуваться в зимнюю резину. Если смена резины для легковых авто является само собой разумеющейся, то вопрос с зимними резинами для фур стоит куда более остро…»Один бред перехлёстывает собой другой. А если попробовать разобраться в вопросе спокойно?
Ни у одного из вменяемых автомобилистов и автотранспортников не вызывает сомнений тезис о том, что транспортное средство на зимних автодорогах следует эксплуатировать на соответствующих шинах. Управляемость, устойчивость, торможение, предсказуемость поведения автомобиля и прочее такое…
Но, как обычно, при внешней очевидности тезиса, дьявол – он в деталях… И в формулировках. А детали и формулировки следующие.
Определение «зимние шины», предложенное, в том числе, и в законопроекте, не имеет чёткого и однозначного толкования в действующих нормативных правовых актах. То есть, по факту, отсутствует предмет регулирования! Это и приводит к тому, что целый вице-премьер Рогозин, разъясняя свои высказывания по поводу многодневного коллапса на питерской трассе в декабре прошлого года, заявляет:
"Особо умным" поясняю, что "зимняя резина" для фур означает использование противогололедных антипробуксовочных цепей…». Хм. Если резиновая резина – это металлические цепи, то и натовская база в Ульяновске – действительно, не база, а только транзитный перевалочный пункт. Ладно, проехали…
Необходимость и достаточностьФормулировка «зимняя резина», с одной стороны, является неким сленгом, просторечным выражением в среде автомобилистов, и обозначает, как правило, шипованную резину, автомобильные шины с большим количеством ламелей (так называемая «липучка») для легковых автомобилей. Производители автомобильных шин позиционируют именно такие типы и марки как «резина для снега и льда», т.е. зимняя.
С другой стороны, компании-производители автомобильных шин используют множество видов маркировок шин, предназначенных для периодов с низкими температурами и осадками в виде снега: RS, W, Win…., WT, Х-Ise, All, AS, MS, Stud и др.
В России с 2015 года автомобилисты должны будут руководствоваться решением Комиссии Таможенного Союза №877 от 09.12.2011 года «О принятии технического регламента таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств».
К объектам технического регулирования данного регламента отнесены, в том числе (таблица 4):
20. Шины пневматические для легковых автомобилей и их прицепов
21. Шины пневматические для легких грузовых и грузовых автомобилей и их прицепов, автобусов и троллейбусовТехнический регламент
относит к зимним шинам шины, предназначенным для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, шины, маркированные знаком в виде силуэта горы и снежинки внутри силуэта, а также маркированные знаками «M+S» в различных вариантах ( M&S, MS)
Требования
для автомобильных шин грузового автотранспорта ранее были определены в ГОСТ Р 41.30-99, созданном на базе Правил ЕЭК ООН N30 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для автомобилей и их прицепов».
Пунктом 3.1.5. указанного ГОСТа
к «зимним» автомобильным шинам для грузового транспорта относятся шины с маркировкой M+S или M.S или M&S, рисунок протектора и конструкция которых спроектированы с учётом обеспечением их лучшего сцепления с дорогой по отношению к обычным (дорожным) шинам,
в условиях грязи, свежевыпавшего или талого снега.Аббревиатура MS расшифровывается как mud & snow (снег и грязь). По общепринятой терминологии,
такая маркировка относит шины к категории «всесезонные». Применение шин именно этой категории для грузовиков, впрочем, как и для легковых авто в зимний период, допускается и предписывается в тех странах Европейского Союза, где вводятся ограничения при использовании шин зимой.
То есть резина MS – необходимое и достаточное условие для беспрепятственной эксплуатации транспортного средства зимой даже в Европе, сурово «заточенной» под безопасность дорожного движения…Требования Комиссии Таможенного Союза и ЕЭК ООН и есть действующая нормативная база, регулирующая порядок применения специальных автомобильных шин в зимний период. Всё. Говорил ещё в декабре прошлого года, повторяю сейчас – особых поводов для нервозности у владельцев автотранспорта быть не должно: грузовая «всесезонка» зимой абсолютно легитимна. Да, в ассортименте производителей автомобильных шин для легковушек есть широкий спектр резины на любой вкус и цвет: шипованная, «липучка», «снежинка». Её, как указано выше, и принято называть «зимней». В ограниченном ассортименте она же выпускается и для грузового транспорта грузоподъёмностью свыше 3,5 тонн.
Чувствуете разницу между формулировкой «зимняя резина» и резина категории «MS»? Я – да. От первого варианта производители взвизгнут от радости! Только их радость к безопасности дорожного движения и своевременной уборке дорог от снега отношение будет иметь весьма опосредованное. Так, гениальный в своей простоте маркетинговый ход, резко увеличивающий рынок сбыта…
Именно поэтому профсоюз «Дальнобойщик» направил в Госдуму своё заключение по предложенному сенатором Тюльпановым законопроекту:
«…Таким образом, сужение понятийных норм в предложенном законопроекте исключительно к термину «зимняя резина» противоречит как положениям «Правила ЕЭК ООН» применительно к автомобильным шинам, так и положениям «Технического регламента Таможенного союза».
…С учётом многообразия типов и марок автомобильных шин, правильнее и логичнее было бы говорить об управлении транспортным средством, укомплектованным автомобильными шинами, предназначенными для эксплуатации в зимний период.
Такая формулировка исключает возможность двойных толкований, равно как и злоупотреблений при наложении административного взыскания на водителей».По логике, в законопроекте речь должна идти об обязательном использовании в обозначенный период автомобильных шин, начиная от марки M+S («всесезонка») и выше, к маркам RS, Stud и т.п. («липучка», «шипованная», «снежинка»).
То есть, минимальное требование к автомобильным шинам в зимний период – «всесезонка», всё что выше – на усмотрение, вкус и кошелёк автовладельца, в зависимости от реальных природно-климатических условий территории проживания/эксплуатации, типа транспортного средства, стиля вождения и т.д. и т.п. Плюс – жёсткий контроль остаточной высоты протектора как препятствие к появлению на автодорогах авто на «лысой» резине. К этому я вернусь чуть позже.
Подобное уточнение позволяет абсолютно чётко идентифицировать продукты, разрешённые к эксплуатации в обозначенный период, снимает возможности для недобросовестной манипуляции в терминологии и определении состава административного правонарушения, не влечёт дополнительных неэффективных расходов для владельцев автомобильного транспорта.Кстати, владельцам автопоездов (тягач+полуприцеп, тягач+прицеп) на заметку. Действующие нормы предписывают установку специальных шин на ведущую/ведущие оси и на рулевую ось. К колёсам полуприцепа/прицепа эти требования не относятся.Копать будете отсюда и до обеда…Следующее замечание по законопроекту касается сроков действия обязательного использования автомобильных шин, и возможности отдельных регионов РФ самостоятельно устанавливать иной период обязательного использования.
Законопроектом «зимний период» определён с 1 декабря по 1 марта. То есть конкретно по календарным зимним месяцам.
При этом, учитывая географию и природно-климатические зоны РФ, следует отметить, что на бОльшей части РФ (Северо-Запад, Центральный регион, Урал, Сибирь, Дальний Восток), в среднем снижение суточных температур к нулевой отметке и выпадение снега начинается уже в конце сентября-октябре. Как показывает практика, именно на этот период приходится наибольшее количество ДТП, связанных с состоянием автомобильных дорог (снег, заморозки, утренний гололёд и т.д.) и неподготовленности определённой части автовладельцев («летняя резина», «лысая резина»). Образно говоря, к декабрю определённое количество владельцев автотранспорта, въехавших в осенне-зимний период на летней резине, своё уже получили и приняли посильное участие в праздновании «дня жестянщика».
К декабрю статистика ДТП несколько меняется. В этот период к ДТП приводят, как правило:
- несвоевременные действия дорожных служб по поддержанию автомобильных дорог в должном эксплуатационном состоянии.
- недостаточные навыки управления транспортным средством в сложным дорожных условиях у значительной части неопытных водителей,
- ошибки в определении безопасной скорости движения, в выборе дистанции, как следствие недостаточной теоретической и практической подготовленности части водителей.
Грамотные водители, как правило, «переобуваются» заблаговременно, не дожидаясь наступления «календарной зимы», и меняют резину на «летнюю» только тогда, когда метеопрогнозы обещают уверенный «плюс».
Поэтому утверждение автора законопроекта в пояснительной записке о «снижении аварийности на дорогах и минимизации их последствий» в указанный период не выглядит столь очевидным. Скорее, притянуто за уши ради красного словца…
Вызывает ряд вопросов предложение законопроекта определять сроки «зимнего периода» в зависимости от региона, с учётом географических особенностей России.
Например, подлежит ли административной ответственности автовладелец, проживающий, условно говоря, в Краснодаре, Белгородской области, Астрахани, Волгограде, и выехавший в Киров, Петрозаводск или в Екатеринбург, где местными властями, исходя из природно-климатических особенностей территорий, введены сроки ограничений, отличающиеся от «общефедеральных» (начинаются раньше, заканчиваются позже)?
Ответа на такие вопросы законопроект не даёт.
Вывод очевиден: имитация законотворческой деятельности в очередной раз оставит автовладельца один на один с инспектором ГИБДД, у которого свои собственные представления о климате, снеге и «зимней резине»… Мало с нас «весенних ограничений», блин…В общем, в очередной раз придётся констатировать под копирку:
«…законопроект не обеспечивает комплексного решения обозначенной проблемы». Выдёргивать из контекста один невнятный факт, игнорируя всю совокупность условий, ведущих к негативным последствиям – не самый, мягко говоря, эффективный вариант законотворческой деятельности.
Проблема вроде как обозначена. Зима - снег - резина – аварийность –пробки. А комплексное решение?
Совокупность условийВ период с 14 по 18 января мы в профсоюзе провели своеобразный экспресс-анализ по использованию автомобильных шин в зимнее время. Наверное, это не самая репрезентативная и точная выборка. Но тем не менее.
Мы осмотрели колёсики и пересчитали легковые машинки в Троицке (Москва), Твери, Ярославле. Во дворах и на парковках. Грузовой транспорт обсчитывали на двух крупных стоянках на Питерской трассе и на автодороге М5 «Урал».
Московский регион самый благополучный. Из 130 легковых машин 94 – на «липучке» или шипах. 25 единиц (в основном внедорожники) – всесезонка. 6 единиц на летней – стоят во дворах на приколе, засыпанные снегом, видно, что зимой не эксплуатируются… Реальных потенциальных «правонарушителей» - 5 штук. Три жигуля и две иномарки. Либо летняя резина, либо стёртая «зимняя» с выщербленными шипами. То есть 3,8%.
В Твери и Ярославле всесезонной резины больше. 22-25%. Процент «правонарушителей» -- 4,4-5,7 процента. По состоянию машин – похоже, из числа малообеспеченных автовладельцев, из категории «джихад-такси» и подростковых «девяток».
Ситуация с грузовиками опровергает утверждения о том, что именно «фуры на летней резине» тотально становятся причинами заторов и пробок. 98% магистральных тягачей из осмотренных трёх сотен передвигаются на вполне кондиционной резине с достаточной (соответствующей ПДД) высотой протектора. Ведущая ось – как правило, всесезонка MS. «Шипованных» грузовиков не видели вообще. «Снежинка» с мягкими ламелями наблюдалась на полутора десятках машин. Причём, однозначно сказать, что это техника крупных транспортных компаний, нельзя: около половины владельцев – индивидуальные перевозчики, и как правило – Урал и Западная Сибирь, с маршрутами «центральный регион - федеральная трасса - тьмутаракань по зимниками».
Все обсуждения вопросов «зимней резины» с водителями начинались и заканчивались одним: «Пик-пик-пик… дороги… пик-пик… чистить надо, а не… пик-пик-пик…»
Причём водители оказывались куда объективнее и справедливее, чем те же чиновники и дорожники. Да, циклоны, да, сугробы, да, и Европа в снегопады стоит. И если за сутки выпадает недельная/месячная норма снега, никакая трижды зимняя резина не спасёт. Дороги надо своевременно чистить, заранее информировать/предупреждать водителей, своевременно перекрывать движение для обеспечения работы дорожной техники. Вот как раз такие «перекрытия» никакого негатива не вызывают – надо, значит надо, выше пупа не прыгнешь, постоим, подождём, пусть разгребают...
А вот когда на полторы сотни занесённых снегом дорог водитель не видит ни одного бульдозера или «посыпалки», или когда тот же МКАД поверх снежных перемётов заливают жижей, превращающей дорогу в слякотный каток -- о каком «комплексном решении» можно рассусоливать?
Что касается реально «лысой резины»… Да, единственная фура может остановить весь поток, не забравшись в горку. Да, водитель легковушки на шинах, истёртых до корда, запросто может влететь под грузовик, не справившись с управлением на гололёде.
Но и здесь ничего законотворцам выдумывать не надо: в ПДД есть чёткий перечень неисправностей ТС, при которых эксплуатация запрещена». В том числе – остаточная высота протектора. Проблема только в администрировании этого запрета. За всё свою долгую водительскую биографию я НИ РАЗУ не сталкивался с требованием инспектора ГИБДД осмотреть колёсико на предмет «индикатора износа». За запаску с другим рисунком протектора кровь сворачивали, было такое. Глубину протектора не мерили. Может, хоть сейчас начнут? Обнаружили «лысую» резину – не мзду вымогайте, а запрещайте дальнейшую эксплуатацию транспортного средства в чертовой матери. Мне такой «попутчик» в потоке не нужен.
А вообще, по-хорошему, вместо фантазий про «зимнюю резину» депутатам и сенаторам
неплохо бы озаботиться поправками в закон об ОСАГО: если «неправильная» резина стала причиной ДТП, случай страховым не признаётся. Весь ущерб – из кармана виновника. Многие задумаются, во что может обойтись такая экономия.
P.S.
Ну, и в довесок несколько сообщений с нашего сайта
http://www.dalnoboi.ru на тему резины, снега и дорог:
Juljchik:– Прошли круг от Сибири до Чёрного моря. Омск –23 градуса... Челябинск –25... пробка на М5... Снег, перемёты. Худо-бедно чистят. 200 км за день накатали... Туапсе +20, Новоросс +14... Ростовна¬-Дону.. 0 градусов. И мы упёрлись в большой сугроб!!! Резина??? Да, базара нет! Вот только на этой резине мы без препятствий прошли Сибирь и Урал. А встали из¬-за нечищеных дорог в Ростове. Какие вопросы???
Шурик, Ростов на Дону :...в Ростове с утра начало моросить, это первый звоночек для дорожных служб. С 11 утра повалило и не перестаёт!! Снегоуборочных машин не видел нигде... ГДЕ ТЕХНИКА? Где РОТОРНЫЕ машины? Почему невзирая на то что произошло на М10, всё повторяется!!!
GM, ЮФО–Шурик, ну ты ж ростовский! К чему такие вопросы? Есть Госкомпания «Автодор», образец для подражания и светлая мечта Левитина и К, вся техника там... А та техника, которая была в Аксайском ДЭПе, в Каменском... нахрен никому не нужна... за последние годы распродана и сдана в металлолом... Потому что у вас там тепло и снега, по ходу, не бывает…
Руководитель межрегионального профсоюза «Дальнобойщик»
Валерий Войтко