Дело № 3-36/09
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
17 апреля 2009 года г. Ярославль
Ярославский областной суд в составе председательствующего судьи областного суда Игнатова К.Н. при секретаре Вериной О.В., с участием прокурора Даниловой Н.Н.,
рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воробьева Сергея Александровича об оспаривании постановления Губернатора Ярославской области от 02.08.1996 года № 449 «О плате за проезд автотранспорта с тяжеловесными грузами»,
постановления Правительства Ярославской области от 01.10.1997 N 210-п «О постах весового и габаритного контроля за проездом автотранспорта, перевозящего крупногабаритные и тяжеловесные грузы по автодорогам общего пользования Ярославской области» и постановления Правительства Ярославской области от 02.12.1996 N 275-п «О выдаче разрешений на перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных (или) тяжеловесных грузов»,
установил:
Воробьев С.А. обратился в Ярославский областной суд с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов - постановления Губернатора Ярославской области от 02.08.1996 года № 449 «О плате за проезд автотранспорта с тяжеловесными грузами», постановления Правительства Ярославской области от 01.10.1997 N 210-п «О постах
весового и габаритного контроля за проездом автотранспорта, перевозящего крупногабаритные и тяжеловесные грузы по автодорогам общего пользования Ярославской области» и постановления Правительства Ярославской области от 02.12.1996 N 275-п «О выдаче разрешений на перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных (или) тяжеловесных грузов».
Оспариваемыми нормативными актами определены порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок выдачи специального разрешения на их движение; утверждены Положение о взимании платы с владельцев или пользователей указанного транспорта, ставки платы за проезд; установлен размер, порядок исчисления и взимания платы с владельцев или пользователей такого транспорта, порядок осуществления весового контроля, в том числе организация пунктов весового контроля транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов.
Постановление Губернатора Ярославской области от 02.08.1996 года № 449 «О плате за проезд автотранспорта с тяжеловесными грузами» официально опубликовано в газете «Губернские вести» (специальный выпуск «Документ») № 30 от 15 августа 1996 года.
Постановление Правительства Ярославской области от 01.10.1997 N 210-п «О постах весового и габаритного контроля за проездом автотранспорта, перевозящего крупногабаритные и тяжеловесные грузы по автодорогам общего пользования Ярославской области» официально опубликовано в газете «Губернские вести» (специальный выпуск «Документ»), 1997, № 38. Постановление Правительства Ярославской области от 02.12.1996 N 275-п «О выдаче разрешений на перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных (или) тяжеловесных грузов» официально опубликовано в газете «Губернские вести» (специальный выпуск «Документ»), 1996, №42.
Воробьев С.А. считает, что указанные постановления противоречат статьям 11 и 12 Федерального закона от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон 08.11.2007 года № 257-ФЗ), которыми разграничены полномочия органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в этой сфере.
Постановления Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 г. N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и от 14.10.1996 г. N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы", во исполнение которых приняты оспариваемые нормативные акты, действуют только в отношении федеральных дорог. Следовательно, с принятием Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ субъекты Российской Федерации не могут регулировать порядок возмещения и определения размера вреда, причиняемого указанными транспортными средствами, и порядок установления выдачи специального разрешения на движение указанных транспортных средств, а так же порядок осуществления весового и габаритного контроля, том числе организации пунктов весового контроля.
Нарушение прав Воробьева С. А., являющегося водителем грузового рефрижераторного автопоезда, по его мнению, выразилось, в том, что на 2 км Окружной а/д г. Переславль на посту весового контроля ГУ-ПАКТ, созданного и функционирующего на сновании оспариваемых правовых актов, его транспортное средство незаконно было подвергнуто весовому контролю, а сам Воробьев обязан был оплатить специальное разрешение.
В судебном заседании Воробьев С.А. не присутствовал, просил рассмотреть данное заявление в его отсутствие.
Правительство Ярославской области представило письменные возражения от 31.03.2009 года относительно заявленных требований Воробьева С.А.. Оно не согласно с заявленными требованиями по следующим основаниям.
Федеральный закон от 08.11.2007 года № 257-ФЗ определил, что порядок выдачи специального разрешения, осуществление весового контроля, в том числе порядок организации пунктов весового контроля, устанавливается Минтрансом России, а порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов и порядок определения размера такого вреда устанавливается Правительством РФ (ст. 31 Закона № 257-ФЗ). Однако перечисленные в ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ документы до настоящего времени не приняты.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Частью 2 ст. 27 того же закона предусмотрено, что использование автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, органы исполнительной власти субъектов РФ вправе издавать правовые акты, регулирующие отношения по использованию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
Выдача специального разрешения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого субъекта Российской Федерации и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог. Поэтому постановление Правительства Ярославской области от 02.12.1996 N 275-п «О выдаче разрешений на перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных (или) тяжеловесных грузов» не противоречит федеральному законодательству и является законным.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Отсутствие утвержденного Правительством РФ порядка возмещения вреда, причиняемого
транспортными средствами, и порядка расчета такого вреда не может препятствовать получению органами исполнительной власти субъекта РФ возмещения сверхнормативных расходов, связанных с исполнением обязанности по обеспечению соответствия состояния дорог регионального и межмуниципального значения. В связи с этим постановление Губернатора Ярославской области от 02.08.1996 года № 449 «О плате за проезд автотранспорта с тяжеловесными грузами» и постановление Правительства Ярославской области от 01.10.1997 N 210-п «О постах весового и габаритного контроля за проездом автотранспорта, перевозящего крупногабаритные и тяжеловесные грузы по автодорогам общего пользования Ярославской области» приняты обоснованно, не противоречат Конституции РФ и Федеральному закону № 257-ФЗ.
Поскольку перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения утвержден постановлением Правительства Ярославской области от 12.03.2008 года № 83-п «Об утверждении перечней автомобильных дорог», а 2 км. Окружной дороги г. Переславль, на который указывает заявитель. В него не входит, то осуществление дорожной деятельности на этом участке дороги входило в компетенцию органов исполнительной власти Ярославской области.
Представитель Правительства Ярославской области по доверенности Кукушкина Л.А. в судебном заседании требования заявителя не признала, поддержала правовую позицию, высказанную в письменных возражениях.
Представитель Департамента Дорожного хозяйства Толелева О.Е. в судебном заседании заявленные требования не признала.
Заместитель начальника ГУ ПАКТ Кадиев А.А. в судебном заседании пояснил относительно роли постов весового контроля как единственного способа за соблюдением грузоперевозчиками правил перевозки тяжеловесных грузов.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей Правительства Ярославской области, Департамента Дорожного хозяйства, заместителя начальника ГУ ПАКТ, заключение прокурора об удовлетворении заявленных требований, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. п. "б", "к" части 1 ст. 72, 73, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, административное, административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Оспариваемыми постановлениями определен порядок взимания платы с собственников (владельцев, пользователей) автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по автодорогам и тарифы провоза тяжеловесных грузов по автодорогам; порядок выдачи специального разрешения на автомобильные перевозки по маршрутам, проходящим полностью или частично по автодорогам общего пользования государственной собственности области; а так же утверждено положение о постах весового и габаритного контроля за проездом автотранспорта по автодорогам общего пользования Ярославской области.
Статьи 1, 4, 5 ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяют вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, полномочия и ответственность Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов в данной сфере: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов. В систему законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения включены законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы принятым позднее (08.11.2007 года) Федеральным законом N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно пунктам 11 и 13 ст. 11 этого закона к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится: установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки расчете на одну ось которых превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и порядка определения размера такого вреда; установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, габариты которых с грузом или без него превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, порядка, осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозка опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Пунктом 7 ст. 12 закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено только определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Отсутствие соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда, а также порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных грузов, основанием для изменения установленных федеральным законом правил являться не может. Субъект Российской Федерации при осуществлении правового регулирования должен действовать в пределах своей компетенции и в полном соответствии с федеральным законом.
В связи с принятием Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ у органов государственной власти субъектов Российской Федерации отсутствуют полномочия в регулировании вопросов определения порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, выдачи специального разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, определения порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля.
Ссылка Правительства Ярославской области на продолжающие действовать в настоящее Инструкцию по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденная приказом Минтранса России от 27.05.1996 года, постановление Правительства РФ от 26.09.2005 года№ 962 «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорт, перевозящего тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам общего пользования», постановление Правительства РФ от 14.09.1996 года № 1211 «Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автодорогам и использовании средств, получаемы от взимания этой платы» нельзя признать обоснованной, поскольку в соответствии со ст. 62 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 287 со дня вступления в силу настоящего закона и до приведения в соответствие с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Постановления Правительства РФ от 26.09.1995 г. № 962 и от 14.09.1996 года № 1211, Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденная приказом Минтранса РФ от 27.05.1996 г., действуют в отношении федеральных дорог. При этом содержащиеся в п. 4 постановления Правительства РФ от
26.09.1995 г. N 962 рекомендации органам исполнительной власти РФ ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов РФ, организовать службы весового контроля не содержат необходимых элементов реализации. Кроме того, данный акт в части предоставления указанных полномочий субъекту Российской Федерации противоречит федеральному закону N 257-ФЗ. Указанные постановления Правительства РФ от 26.09.1995 г. № 962 и от 14.09.1995 года № 1211 не были приведены в соответствие с Федеральным законом № 257-ФЗ.
Довод Правительства ЯО о том, что отсутствие утвержденного Правительством РФ порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, и порядка расчета такого вреда не может препятствовать получению органами исполнительной власти субъекта РФ возмещения сверхнормативных расходов, связанных с исполнением обязанности по обеспечению соответствия состояния дорог регионального и межмуниципального значения, не основан на законе. Как усматривается из п. 1 Постановления Губернатора ЯО от 02.08.1996 года № 449, им утверждается порядок взимания платы с собственников (владельцев, пользователей) автотранспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, а в соответствии с п. 11 ст. 11 федеральным законом № 257, данные полномочия являются компетенцией органов государственной власти РФ.
Соответственно этому не принятие до настоящего времени Министерством транспорта РФ документа, устанавливающего порядок выдачи специального разрешения, осуществления весового и габаритного контроля, не наделяет исполнительные органы субъектов РФ полномочиями по принятию нормативных актов, регулирующих указанные вопросы, поскольку такие полномочия законом прямо отнесены к компетенции органов государственной власти РФ (п. 13 ст. 11 Федерального закона № 275-ФЗ).
Таким образом, постановление Губернатора Ярославской области от 02.08.1996 года № 449 «О плате за проезд автотранспорта с тяжеловесными грузами», постановление Правительства Ярославской области от 01.10.1997 N 210-п «О постах весового и габаритного контроля за проездом автотранспорта, перевозящего крупногабаритные и тяжеловесные грузы по автодорогам общего пользования Ярославской области» и постановление Правительства Ярославской области от 02.12.1996 N 275-п «О выдаче разрешений на перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных (или) тяжеловесных грузов» противоречат положениям Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч.2 ст.253 ГПК РФ).
При определении момента, с какого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействительными, судебная коллегия принимает во внимание правовую позицию, высказанную в постановлении от 27.01.2004 года №1-П Конституционного Суда РФ и считает необходимым признать нормативные правовые акты недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда по настоящему делу, либо сообщение о таком решении должно быть на основании ст.35 Закона РФ «О средствах массовой информации» бесплатно опубликовано в средстве массовой информации, в котором были опубликованы постановление Губернатора Ярославской области от 02.08.1996 года № 449 «О плате за проезд автотранспорта с тяжеловесными грузами», постановление Правительства Ярославской области от 01.10.1997 N 210-п «О постах весового и габаритного контроля за проездом автотранспорта, перевозящего крупногабаритные и тяжеловесные грузы по автодорогам общего пользования Ярославской области» и постановление Правительства Ярославской области от 02.12.1996 N 275-п «О выдаче разрешений на перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных (или) тяжеловесных грузов» - газете «Губернские вести». Руководствуясь ст.ст.194-198, 251-253 ГПК РФ, суд решил:
Признать недействующими постановление Губернатора Ярославской области от 02.08.1996 года № 449 «О плате за проезд автотранспорта с тяжеловесными грузами», постановление Правительства Ярославской области от 01.10.1997 N 210-п «О постах весового и габаритного контроля за проездом автотранспорта, перевозящего крупногабаритные и тяжеловесные грузы по автодорогам общего пользования Ярославской области» и постановление Правительства Ярославской области от 02.12.1996 N 275-п «О выдаче разрешений на перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных (или) тяжеловесных грузов» со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором может быть принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Ярославский областной суд в 10-дневный срок, с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
К.Н Игнатов
_________________ Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, — только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть. Индейская мудрость
|