http://www.sro.ru/forum/viewtopic.php?t ... d33b6fa715
Локи
Откуда: Смоленск
Мнение о СРО и Лицензиях
Это было написано мной полгода назад.
Вносимые федеральным законом №146-ФЗ поправки в Градостроительный кодекс РФ существенно изменяют систему регулирования строительной отрасли. Однако вводимый механизм саморегулирования вызывает массу вопросов.
Более того, налицо существенное увеличение затрат на организационные мероприятия в связи с выходом организаций на строительный рынок, которое может способствовать уходу «в тень» некоторых субъектов малого и среднего бизнеса и исчезновению некоторых организаций, бремя затрат для которых окажется непосильным.
Существующее положение с лицензированием действительно не отвечает современным условиям. Однако его отмена может привести к хаосу на рынке строительных услуг.
Попробуем кратко рассмотреть обе стороны вопроса.
Что есть лицензирование, или, что должно быть сейчас:
1. Выдача лицензий (разрешений) на занятие определенным видом деятельности, под контролем государства.
2. Контроль государства за соответствием выполняемых работ и компаний, определенным требованиям (стандартам качества, техническим нормам, техническим регламентам и т.п.).
3. Гарантии государства, что выполненные под его контролем работы, позволяют безопасно эксплуатировать объекты.
Посмотрим, что вроде бы будет, когда заработает СРО:
1. Снижение контроля государства в области строительства, обещают перестать «кошмарить».
2. Коллективную (солидарную) ответственность некоммерческой организации по обязательствам ее членов перед заказчиками.
3. Выдача разрешений на выполнение определенного вида работ организациям-членам СРО.
Что мы имеем в настоящее время?
Касаемо лицензирования.
Проблемы налицо. У лицензирующих органов отсутствуют эффективные механизмы воздействия на лицензиата. Фактически заставить организацию выполнять лицензионные требования можно только на стадии получения лицензии, а в дальнейшем только через суд. А пока суд да дело – объект достроен, суд утверждает «Ну вот все уже построено, не сносить же? Объект то работает».
Результат – например, в моем городе в нарушение норм пожарной безопасности эксплуатируется объект, и это после всех судов. Эта ситуация устраивает всех – МЧС после суда за это не отвечает, судья – за свое решение тоже не несет ответственности, собственнику – выгодно, ему же суд не запретил эксплуатировать объект. Кроме того, отсутствие в настоящее время оперативных механизмов приостановления деятельности лицензий – приводит к появлению массы фирм-однодневок.
Так сказать «одно-заказных» фирм, которые создаются под один контракт и после его выполнения ликвидируются, дабы не нести ответственности за сделанное. Существующие законы (особенно 94-ФЗ о тендерах и конкурсах) впрямую поощряют снижение качества выполняемых работ в угоду цене.
Таким образом, государство фактически самоустранилось от выполнения своих основных функций, а именно обеспечение выполнения ст.42 Конституции РФ «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии…». Хочется так же процитировать ст. 53 конституции «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».
Теперь проанализируем, что же нам предлагается при введении СРО.
Начнем с противоречий Конституции:
Ст. 30 «…2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем…».
Ст. 34 «…2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию…».
Не ясно с принципом организации СРО (по видам деятельности, по территориальному признаку… и т.п.) ???
А отсюда, следующее:
Ст.8. «1.В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности…»
Ст. 13 «…4. Общественные объединения равны перед законом…».
Далее по пунктам…
Перестать «кошмарить» - маловероятно. Если ранее мы контролировались ограниченным количеством государственных организаций, в которых четко действовали установленные правила (ФЛЦ, ГПН). То теперь количество тех, чьим требованиям (без гарантии единства требований), надо соответствовать, резко вырастет для многопрофильных компаний, а именно - компаний выполняющих работы не только по проектированию, но и строительству – оснащению инженерными системами.
Немаловажно – расходы на страхование ответственности компании-члены СРО не могут отнести на расходы, и вынуждены будут платить из чистой прибыли. Фактически появляется новый налог на прибыль.
Вероятный прогноз развития ситуации:
• Саморегулирование обязательно будет использовано в целях крупных игроков на рынке,
• Руководство многих СРО будет использовать служебное положение в целях личного обогащения (будут установлены правила – для выполнения которых необходимо будет «заплатить»),
• СРО приведет к ограничению по территориальному признаку – очень сильно искушение закрепить за собой и «своими компаниями» кусочек местного рынка, как это сейчас происходит в некоторых субъектах (имеется ввиду аккредитация и требования по сертификации по ISO – без этого работать, например, на московском рынке нельзя, правда как это стыкуется с законом? Или пример несуществующего РАО, имеющего свою аккредитацию и т.д. и т.п.) И это в условиях действующего законодательства и присутствия пусть и формального, государства в данном виде деятельности.
• Фактически произойдет передел рынка в интересах столичных компаний (Москва и СПБ), что приведет к очередному витку удорожания строительства. При том, что стоимость недвижимости уже превышает все разумные рамки и дороже чем, например, в Германии.
• Кроме того – ни одна компания или группа компаний, какого бы крупного размера они не были, не в состоянии перехватить мгновенно высвободившийся рынок – для этого надо время. При этом сопротивление, уничтожаемых с помощью СРО компаний, будет бешеным, в ход пойдут все средства, не исключено, что вплоть до крайних. А закрытие компаний и не возможность ведения бизнеса приведет очевидным последствиям:
o массовым увольнениям и безработице среди строителей, временной конечно, но социальной напряженности в огромных масштабах,
o закрытию официально действующих и платящих налоги компаний и переходу строительного бизнеса в тень, откуда он уже вряд ли выйдет в обозримом будущем.
Однако не хочется скатываться к принципу «Все пропало, все плохо» или пугать какими-то бедами. Но все вышесказанное настолько очевидно, что хочется задать вопрос «Кому это выгодно?».
Основной вопрос заключается в целях замены лицензирования за СРО. Зачем? Какова цель? Для чего на бизнес накладывается такое существенное финансовое обременение?
Отказ государства от обеспечения безопасности граждан? Отказ от повышенного контроля? Желание переложить ответственность за недостаточный надзор?
Я считаю, что дело не в перечисленных вопросах.
Просто сложилась парадоксальная ситуация.
В России отсутствует единый профильный координационный орган строительства (Министерство), что делает весьма затруднительным осуществление возложенных Конституцией на государство функций по контролю и надзору за этой важнейшей отраслью жизнедеятельности граждан. А свято место пусто не бывает. И такой специфической и весьма сложной отраслью начинают пытаться управлять непрофессионалы, или, по крайней мере, люди, не проработавшие на стройке ни одного дня, кроме студенческих стройотрядов.
Однако если есть политическое решение о снижении государственного контроля за строительным бизнесом и перевод его на самоконтроль, то, по моему мнению, существует несколько более или менее безболезненных вариантов решения поставленной задачи, и без СРО, а именно:
1. Восстановление лицензирования в части восстановления прав лицензирующих органов по контролю за лицензированной деятельностью организаций, при существенном сокращении списка лицензируемых видов деятельности, а именно укрупнение списка видов.
2. Введение обязательного страхования ответственности на срок не менее 3 лет для проектных организаций в сумме ответственности не меньшей годового объема выполняемых работ, и не менее 5 лет для строительных организаций. Что имеется ввиду: Строительная компания, построившая какие-либо объекты на сумму 100 млн. руб. в год, обязана застраховать ответственность за выполненные работы в страховой компании на сумму не менее 100 млн. на 5 лет. При этом строительная компания должна иметь возможность отнести страховку на себестоимость. При наступлении страхового случая страховая компания оплачивает пострадавшему заказчику расходы – причем сразу.
В этом случае также решается вопрос с фирмами-однодневками, работающими по принципу «нагадил и исчез», т.к. страховку необходимо будет оплатить вперед на 3-5 лет, соответственно на рынке будут работать те компании, которые серьезно планируют свою дальнейшую деятельность. При этом нет ограничения для малого бизнеса. Заплати страховку на планируемый объем и работай, если не готов работать или не смог – по твоим обязательствам расплатится страховая компания.
Контроль деятельности осуществляет лицензирующий орган и страховая компания. Лицензирующий орган – в части работы по нормативам, страховщики – в части стабильности и надежности компании, вплоть до изменения тарифов на страхование и расторжения/непродления договора.
В данной ситуации есть место для СРО, как добровольного объединения строительных организаций, в т.ч. небольших, для установления солидарной ответственности по контрактам, особенно для малых и средних компаний, которые не смогут на начальном этапе застраховать на более или менее серьезные суммы свою ответственность перед Заказчиком.
Я уверен, что и при любом варианте страховые компании существенно лучше осуществят контроль за деятельностью компаний, т.к. рисковать они будут своими деньгами.
Изменения законодательства при этом необходимы минимальные. И у Заказчика и у Подрядчика появляется возможность реального выбора:
- либо выбирается вступление в СРО, которое позволит осуществлять обязательства перед Заказчиками не имея больших оборотных средств, что особенно ценно для малых и начинающих компаний,
- либо, для уже успешно действующих, появляется возможность, самостоятельно нести ответственность по своим обязательствам с помощью страховых компаний, без промежуточных бюрократических надстроек.
Само предложение по одномоментному введению саморегулирования сродни шоковой терапии, так же намного логичнее было бы дать возможность СРО саккумулировать необходимые денежные средства в течение хотя бы трех лет.
Более того, неизбежный уход с рынка даже четвертой части строительных организаций, вызванный введением механизма саморегулирования, в купе с возможным финансовым кризисом, неизбежно приведет к социальному взрыву, что исключительно вредит как государству, так и нормальному бизнесу.
http://www.sro.ru/forum/viewtopic.php?t=161
http://www.sro.ru/forum/viewtopic.php?t ... &start=105