Выехала по указателям на Мурманск. Вот она развязка, но почему-то стоит строительный отбойник, туда заезд закрыт. А что же делать?... Проехала дальше через посёлок Шуя. Вижу перекрёсток на Мурманск, далее снова перекрёсток. На Мурманск «кирпич», можно только на Питер поехать. Что за дела?... Подъехала к двум строителям на дорожной технике.
- Подскажите, как мне проехать на Мурманск?
- Это Вам в обратную сторону надо, тут на Питер.
- Но там же въезд запрещён, «кирпич» висит…
- А, ну да… Можно через деревни поехать… Да езжай здесь по новой дороге.
- Но туда же нельзя!
- Да там такие же ребята как мы, они тебя пропустят.
- А гаишников нет?
- Нет, нету. Езжай и не ничего не бойся.
- Хорошо.
Еду я по пустынной трассе, иногда попадаются рабочие с недоумевающими взглядами, в которых читается резонный вопрос: «Что на закрытой дороге в Карелии делает машина с надписями «Москва-Байкал»?.. А мне стыдно, неудобно и боязно. Тут я вижу, что все три полосы с моей стороны перекрыты, а для въезда/выезда работает только крайняя полоса на встречке. Упс… Спрашиваю таких же офигевших рабочих.
- Как мне попасть в Мурманск?
- Туда.
- Но там, вроде, перекрыто.
- Да тут, вообще-то, закрытая дорога…
- Я знаю, но мне сказала ваши коллеги, что меня пропустят.
- Ну езжай, там выезд есть.
- А гаишников нет?
- Нет.
- Спасибо!
Через две сплошные и две встречных полосы я вырулила с закрытой дороги на открытую, тут уже ездили машинки, и мне стало хорошо, что-то с души свалилось. Но по какой дороге нужно было ехать, я так и не поняла.
А рацию-то мне не починили! Ну т.е. я слышу теперь трески и даже немножко голоса, но с таким трудом их понимаю, что жуть вообще. И как мне сообщили, меня тоже очень плохо слышно. «Вот паразиты! Одно сделали, другое поломали! Раньше только провода от тангенты контакт теряли, а теперь вообще непонятно что!» - бесновалась я. Пока не поняла, что они переключили диапазон AM на FM, только и всего. Вот я коза.

Хотя, всё же, проблем с проводом антенны у меня раньше не было, а теперь есть. Ну да бог с ней.
Быть в Карелии и не взглянуть хоть одним глазком на карельский лес, не дотронуться до карельских берёзок было выше моих сил, поэтому я остановилась на обочине и пошла любоваться лесом и лапать берёзки и сосны.
На уроке экологии нам говорили, что чем выше лишайник, тем атмосфера чище.
Очень странно видеть большие валуны вдоль дороги в лесу.
Карелия богата водоёмами. Озёра, речки и речушки присутствуют тут в несметном количестве! Очень понравилась эта лесная речка, изгибающаяся красивой дугой. Не только красиво, но и слуху приятно.
А ещё тут очень много скал, и абсолютно везде написаны имена, города, пожелания.
Говорят тут по рации не слишком часто, а музыка иногда надоедает. В один из таких моментов я нашла себе развлечение. Оказывается, если включить радиостанцию на полную громкость и выключить шумодав на ней, то можно представить, что ты пилот низколетящего истребителя. Нет, не истребителя. Кукурузника. Маленького смелого кукурузника. Можно даже руку правую выпрямить и в повороты красиво заходить.

Особую реалистичность добавляет то, что работа педалями газа и сцепления влияет на уровень помех. Только диапазон обязательно должен быть АМ, на FM совершенно другие звуки.
А вот этот пейзаж меня покорил до глубины души. Фото не передает этого. Это нужно увидеть. Словно стоишь на другой планете, и стоять тут хочется вечно. Ребята, это так красиво, сказочно, необыкновенно!.. И это вижу не только я. Чуть позже по рации один из дальнобойщиков сказал: «Я еду и горжусь своей страной». Не в разговоре, а просто так сказал. И я ему верю. У нас с вами необыкновенно красивая страна, огромная, разнообразная и неповторимая.
Поворот на Медвежьегорск, но нам прямо.
Всё где-то лазаю.
На ночлег мы остановились на стоянке возле кафе около поворота на Полярный Круг, не доезжая нескольких километров до географического Северного полярного круга. Цены в кафе тут раза в полтора выше, чем в среднем заведении подобного рода, но что есть, то есть.
Утром был небольшой минус, подморозило и лужи, какие были, замерзли. На стоянке стояла, видимо, уже давно машинка, которая вызвала у меня живой интерес. Я такую машинку в последний раз видела в глубоком детстве, лет 18 назад. Она еще вручную заводится.
Мой очень хороший друг Лёшка с работы попросил сделать ему фото с указателем на Полярный круг, и чтобы я в этом фото обязательно присутствовала. Раз обещала, надо делать. Дальнобойщики, наверное, веселились, когда я, поставив фотоаппарат на крышу, сломя голову бежала к указателю, чтобы успеть сфотографироваться. После пятой попытки я решила, что сойдёт. Утренняя зарядка получилась отменная. Но фотка в итоге кривая, увы.
Сам Полярный круг, как я уже говорила, географически чуть севернее. Этот обелиск я не могла пропустить.
А вот и снег! И чем дальше едешь на север, тем его больше! Но ветрище… Руль приходилось держать крепко, чтобы с трасы не улететь. А еще начинаются горы. Так здорово наблюдать, как на твоих глазах меняется сезон! Красота!..
Возле Кандалакши в эфире появилась реклама ремонта и продажи раций. Я бы внимания на неё не обратила, если бы не фраза: «Мы находимся на 827-м километре в сторону Новосибирска». Так это же Омск, на пол России дальше! Ничего себе… Потом девушка прорекламировала то ли мойку, то ли еще чего-то в Тюмени, но слышно было плохо.
В 15 км до Мурманска навстречу ехал байкер на Голде (Honda Gold Wing). Интересно, шипованная ли у него резина и что у него уже отмёрзло?..
Ура! Мы добрались до Мурманска! Так необычно – горы, а на них город. Здорово так!
Ванька питерский поведал, что где-то здесь должен быть большой-пребольшой памятник, Алёша. «Он огроооомный!» - было сказано мне. Действительно, видно его издалека, однако как до него доехать, я догадалась не сразу, но нам это удалось. Поскольку было ветрено и холодно, то людей возле памятника не было. Набрав полные кроссовки снега, я-таки сфотографировала памятник, а еще красивые виды на реку. Где-то здесь проходил службу во флоте мой отец. А летом здесь, наверное, ещё красивее.
Было не только холодно, но и скользко, поэтому на обратном пути к машине на подъеме я, конечно же, распласталась. Было больно, но смешно. Хорошо, что никто моего позора не видел.
Ну всё, экскурсию можно считать оконченной, пора ехать на юг. С этими мыслями я поехала искать дорогу, и выехала зачем-то в противоположную сторону, на Североморск. Пришлось разворачиваться и искать обратную дорогу.
Начинает смеркаться здесь в районе 16 часов, а полностью темнеет к 17 часам. Как раз где-то к 17 я и выехала из города. Всё же ехать днём или ночью – разница огромная. Днём ты видишь столько красоты вокруг, а ночью любая дорога одинакова – небольшой освещенный кусок дороги впереди и деревья слева и справа. Не люблю ездить ночью.
Кто-то уже снеговиков лепит.
Заночевала на освещенном куске стоянки около заправки за поворотом на Беломорск.
Проехать мимо Беломорска и не посмотреть на Белое море я не смогла. Правда, у берега была какая-то грязь, но всё равно красиво, не зря приехала.
С федеральной трассы «Кола» свернули на Медвежьегорск. Позавтракали в недорогом кафе в посёлке с забавным названием Пиндуши. Дороги тут местами хорошие, местами не очень, но вполне сносные. Дороги не нагружены, встречные машины попадаются редко.
Посёлок Повенец.
А как здесь красиво в лесах! Везде растёт ягель (олений мох), такие узоры на земле, красотища!
Мимо слов «Остановить, поклонись, помни!» проехать было нельзя. Здесь находится братская могила, где захоронено 2776 солдат. Тут так тихо. И снова в голову лезут разные мысли, задумываешься о том, как это было. Сказала им всем «Спасибо», и мы с Тигрой поехали дальше. Музыку включать долго не хотелось.
Через некоторое количество километров мы увидели завораживающую картину – деревья повалены десятками по обе стороны дороги. Не все, конечно, но очень много. Видимо, здесь был ураган. Но выглядит впечатляюще. Какие-то постапокалиптические чувства вызывает этот валежник.
