Если вы думаете, что Президент Д.А.Медведев досконально разбирается во всех тонкостях функционирования автотранспортной и автодорожной деятельности, готов вас разочаровать – досконально не разбирается. Равно как и премьер В.В.Путин, подписывая в своё время технический регламент, «укорачивающий» автопоезда до 16,5 метра, вряд ли представлял, каким образом это скажется на экономике автоперевозок. Потребовался год, чтобы донести объективную картину последствий «обрезания»...
Поэтому нисколько не удивляет появление законопроекта о внесении поправок в Бюджетный кодекс РФ и ряд законодательных актов РФ в связи с созданием дорожных фондов. Законопроект подразумевает введение платы за вред, причиняемый дорогам федерального значения крупнотоннажным транспортом массой свыше 12 тонн. По предварительным расчётам Минфина, плата за проезд транспорта массой выше 12 тонн, будет составлять 24 копейки с 1 кг массы транспортного средства в год (с учётом коэффициента 0,4 – показателя, характеризующего транспортную работу на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения) будет варьироваться от 4 до 14 тыс. рублей в год в зависимости от типа транспортного средства.
По факту, нас в перспективе ждёт ещё один косвенный налог на владельцев грузовиков. У нас есть сохранённый (хотя обещали отменить!) транспортный налог, у нас есть введённый акциз (рубль на литр) в цене топлива, у нас есть платные автодороги. Появляется новая фишка – «плата за вред»... Суммы вроде и небольшие, но в масштабах страны – ого-го...
В сущности, все эти сборы/поборы можно и нужно рассматривать как «дорожный оброк» на всю экономику. Наскрести деньги в дорожные фонды со всех магазинов, ларьков, фабрик, заводов и пароходов нереально. Физически невыполнимо. Но, поскольку вся наша торговля и производство пользуются услугами автотранспорта, проще собирать эти деньги, которые потом лягут в себестоимость транспортной услуги и в цену товаров, один раз, прямо с автоперевозчика. Гордитесь, коллеги – мы исполняем функции налоговых органов!
Внесение этого законопроекта именно сейчас демонстрирует спешку и неуверенность власти: надо успеть до выборов. Одних и других. То есть думских и президентских. Потому что после выборов такой эксперимент может не пройти. Уж слишком много в формулировках «введение платы за вред» нестыковок... И по форме, и по содержанию.
Итак, при наполнении дорожного фонда (из которого, соответственно, финансируется строительство, ремонт и содержание автодорог), планируется собирать в него деньги с грузовиков разрешённой максимальной массой свыше 12 тонн. Этот сбор обзывается как «плата за вред». То есть, грузовики массой свыше 12 тонн, развозя грузы по территории РФ, вредят дорожному полотну, и их владельцы этот вред/ущерб обязаны возместить.
Первое. Даже у среднетоннажников разбег по макс. массе от 7,5 до 18 тонн. Это что ж у нас за такие федеральные дороги, которым «вредят» автомашины классом чуть выше «Зубрёнка»: КАМАЗа4308, Volvo FL, IVECO Eurocargo, Renault Midlum??? В пересчёте массы на осевые нагрузки (12 пополам – 6 тонн на ось) получается, что среднетоннажный автомобиль наносит вред федеральной автодороге, рассчитанной на осевую нагрузку 10 тонн!!! То есть законопроект низводит все наши автодороги к автодорогами V категории, допускающей осевые нагрузки не более 6 тонн!
По СНиП 2.05.0285, автодорога V категории – это дорога с интенсивностью движения менее 200 автомобилей в сутки, основной расчётной скоростью 60 км/ч, переходным или низшим покрытием (покрытие дорожной одежды из щебня, гравия, шлака и т.п., обработанных вяжущими материалами; грунтовое покрытие дорожной одежды, укреплённое гравием, щебнем, а также в виде деревянных настилов), с числом полос движения – по одной в каждом направлении.
То есть. Медведеву подсунули на подпись бумагу, утверждающую, что все наши федеральные автодороги по своей несущей способности приравнены к просёлкам!!! Стало быть, все «освоенные» ранее дорожные миллиарды – где??? Ни денег, ни дорог??? Алё, гараж, мы где вообще живём-то???
Дальше – больше. Второй пункт. У понятия «вред» существует чёткое гражданскоправовое толкование. Это – юридический факт, который порождает обязательства возместить последствия этого факта.
У вас на кухне сорвало водопроводный кран и вы залили соседей снизу. Причинили им имущественный вред. Который соседи требуют возместить. Вы возмещаете расходы, связанные с порчей обоев, паркета, ковра, электроприборов. Расходы имеют стоимостную форму, то есть оцениваются. Ваше право – возместить вред живыми деньгами, или принести соседу новый холодильник взамен сгоревшего от короткого замыкания, пять рулонов обоев, клей, краску и т.д.
Чувствуете разницу между реальным ущербом в результате протечки крана и гипотетическими предположениями о том, что некий грузовой автомобиль массой свыше 12 тонн нанёс некий вред автодороге?
Ответственность за причинённый вред наступает при наличии в совокупности трёх условий: противоправность действий, причинная связь между противоправными действиями и наступившим вредом, и вина причинителя.
Что противоправного в том, что автомобиль общей массой 25 тонн (да хоть 30, хоть 38!) с соблюдением нормативных нагрузок, движется по автомобильной дороге, построенной по действующим ГОСТАМ и СНиПАМ? Ведь дорога предназначена именно для ЭТИХ нагрузок! Где здесь злой умысел и противоправность действий со стороны автоперевозчика! Хм... Не прослеживается...
Но если дорожники считают, что конкретный участок автодороги не выдерживает нормативной осевой нагрузки в 10 тонн, то это вопрос не к автоперевозчику, а к самим дорожникам! Если они своими действиями/бездействием так довели дорогу до ручки, что она не выдерживает штатных, нормативных нагрузок, кто является причинителем вреда?
Такой «вред», возложенный на автоперевозчика – это бред. Вне зависимости от того, кто предложил такую формулировку в законопроекте и кто его озвучил.
Юрист Медведев, в отличие от Медведева-управленца, должен это понимать. И, в принципе (о чём Дима Баханов говорит уже ровно год), с помощью высокооплачиваемых крючкотворов-правоведов вполне возможно опровергнуть формулировки законопроекта в части «возмещения вреда автодороге грузовыми автомобилями» и задробить эту часть законопроекта. Ведь с техническим регламентом-то получилось! Было бы желание...
Хотя и не это, в принципе, самое неприятное...
Хуже другое – наше государство с бездумным упорством продолжает играть в «напёрстки» со своими гражданами, лихорадочно организовывая очередное «перераспределение доходов» абсолютно неэффективными, а местами и вовсе противоправными способами. Увы, у такого государства не то что на «модернизацииинновации» не остаётся шансов, но и вообще на выживание и сохранение... Но это, наверное, уже тема не про дороги, а, например, про грядущие выборы. К которым и принимаются такие вот горбатые законопроекты...
В послании Федеральному собранию в ноябре 2010 года Дмитрий Медведев заявил, что на коррупцию и "откаты" на госзакупках ежегодно утекает не менее 1 трлн. рублей. Это только госзакупки. Они, по оценкам, составляют около трети расходов бюджета. В оставшихся двух третях чиновники воруют меньше? Не верю. Дорожное строительство - вообще отдельная история... Даже вскользь касатся её я сейчас не буду - и так все всё знают. Привет из Сколково, ёптыть... Всей дорожностроительной отрасли... И каждому конкретному чиновнику, сидящему на "откатах"...
Итак, что мы имеем? Вернее, как имеют нас? Четверть/треть (в оценках различных экспертов) государственных денег распи.з.ж.вается. Пардон, "распиливается"... Цинично. Злостно. С самоубийственной наглостью. И на этом фоне нам вкручивают очередные поборы. Для нашего же блага, типа. Но я не вижу общественного блага в том, что чиновники получат ещё одну кормушку для распиливания, хоть убей, не вижу. Но вижу и понимаю, что сначала необходимо наводить реальный порядок с расходованием бюджетных (в том числе и "дорожных") средств, выжигать коррупцию, и только потом рассматривать возможности повышения налогов/сборов/оброков.
Это так, в общем. Детали просто добивают остатки здравого смысла. Например. Минтрансом чётко было сказано - максимально опасны для автодорог превышения ОСЕВЫХ нагрузок. Но законопроект херачит ВСЕХ по максимально допустой массе от 12 тонн. Не абсурд ли?
Ещё деталь. Каким образом может происходить администрирование сбора этого "вреда"? Не беру севера, Сибирь, зимники и летники. Банально - фура работает по городу и области, и только ИНОГДА, по необходимости, выскакивает на федералку. Кто и как просчитает соотношение пробега по региональным/местным и федеральным автодорогам? Или пробег пустой машины к месту загрузки?
ПыСы Было несколько предложений о проведении 26 мая "Дня предпринимателя". Дополняю и расширяю предложение: имеет смысл к 26 мая подготовить и провести скоординированную акцию и мероприятия автоперевозчиков, тех, кому "за двенадцать".
12 тонн навоза стали бы яркой иллюстрацией нашего отношения к предложениям Минтранса. И подсказкой господину Президенту: бороться надо с коррупцией и злоупотреблениями чиновников, а не с народом, который из последних сил обеспечивает потребности экономики в грузовых автомобильных перевозках. Двенадцатитонный "вред" - это уже край, ребята... На его фоне "весенние ограничения" - цветочки...
|