15 января в Минтрансе, в Департаменте государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта прошла рабочая встреча, на которой обсуждались возможные поправки в Устав автомобильного транспорта, в Правила перевозки грузов автотранспортом, в форму транспортной накладной.
Одно из предложений законопроекта, подготовленного, как я понял, в недрах РАС (Российского автотранспортного союза) – появление в ТрН новых, неизвестных доселе лиц: «владелец груза», «грузоотправитель (экспедитор)», «последующий перевозчик».
Инициатором встречи были специалисты Минтранса: на предварительном обсуждении этих поправок в декабре прошлого года к общему знаменателю РАС и Минтранс не пришли, посчитали необходимым провести повторную встречу в расширенном составе, с участием представителей автоперевозчиков, экспедиторов.
Все повороты дискуссии пересказывать едва ли есть смысл – встреча продолжалась около двух часов, хотя все точка над «i» были расставлены в первые пятнадцать минут.
Войтко, «Дальнобойщик»:-…Из текста предложенных поправок можно принять единственную вещь – привязка данных перевозчика в транспортной накладной к путевому листу перевозчика. Всё остальное… Все эти неоднократные попытки внести в ТрН неких третьих лиц, кроме грузоотправителя и перевозчика…
Авторам подобных предложений хотел бы рекомендовать не мелочиться и взяться сразу за отмену, например, глав 40 и 41 Гражданского кодекса – «Перевозка» и «Экспедирование».Если экспедитор работает по закону, то есть на основании договора экспедирования + поручение экспедитору + экспедиторская расписка, по отношению к перевозчику он выступает уже как грузоотправитель. Грузоотправитель в ТрН присутствует и сейчас. Если нет поручения экспедитору и экспедиторской расписки – никакой это не экспедитор, это дисп, агент-посредник, предоставляющий информацию либо о свободном транспорте, либо о свободных грузах. За свой посреднический процент. Безо всякого на то права перекачивать через себя финансовые потоки от грузоотправителя… ГК и Устав дают исчерпывающие позиции – кто есть кто и за что получает деньги. Всё остальное – от лукавого.
Все мы в курсе сумм, о которых идёт речь со стороны псевдоэкспедиторского сообщества, в курсе тех незаконных схем, где отмывается НДС, уводятся налоги через обналичку… Так что не надо… Речь идёт не об улучшении работы отрасли, а о попытке легитимизации существующих противоправных схем, о сохранении «статус кво» паразитирующих посредников… Спасибо…
Дальнейшее обсуждение повергло меня в легкий ступор…
Поскольку законопроект представлял РАС, его и будем считать автором поправок. Авторы показали глубокое непонимание правовой сути договора перевозки грузов автомобильным транспортом. В принципе, чему удивляться – РАС всю жизнь объединял разного рода ГУПы, МУПы, ПАССАЖИРСКИЕ автопарки. Большой, реально социально-значимый сегмент транспортной отрасли, но ничего общего, кроме колёс, руля, и асфальта под колёсами с ГРУЗОВЫМИ автоперевозками не имеющий. Один «последующий перевозчик» чего стОит…
Влад Артамонов (6PL) вынужден был, едва сдерживаясь, прочесть представителям РАС короткую, но содержательную лекцию об основах договорных отношений в перевозках грузов автомобильным транспортом, об агентировании, экспедировании, фрахтовании…
РАС: - Экспедитор вписывается только для тех целей, чтобы обозначить грузоотправителя, от которого вы грузитесь, и обозначить экспедитора, который организует перевозку, но не оплачивает её.
Артамонов:- Чушь собачья! Вы не понимаете сути договора перевозки. Договор перевозки двухсторонний, возмездный, реальный, вступает в действие в момент вручения груза – вот, со склада в машину…
РАС:- Кто это сказал? Это вы сейчас сказали!
Аут! Авторы законодательной инициативы не знают основных положений ГК!Артамонов:- Если вы хотите сказать, что договор перевозки концессуальный, нам не о чём с вами говорить, понимаете? Я не вручил вам груз, а вы хотите сказать, что у меня перед вами появились какие-то обязательства… Вы о чём? Есть действующая ст. 433 ГК. Если для заключения договора должно передаваться имущество, то договор (реальный!!!) отсчитывается с момента передачи этого имущества. Если вы эту статью не знаете – мне сложно с вами разговаривать… Не надо ссылаться при выполнении перевозки грузов автомобильным транспортом на свободу договора – нет её, здесь действуют специальные нормы.
Весь этот документ – некомпетентность, бездарность, желание впихнуть невпихуемое, и чтоб ничего за это не было…
Минтранс:- Коллеги, коллеги, поспокойнее…
Артамонов:- Не-не, я ж не матерюсь… Это объективная оценка. Какие ещё слова могут быть, когда диспетчер выдаёт себя за грузоотправителя? Это притворная сделка. Притворные сделки ничтожны. А здесь их хотят легализовать, вписывая в транспортную накладную третью и четвёртую сторону… Абсурд!
Итог.
РАС отзывает свой законопроект в тех формулировках, которые были предложены. Как абсолютно сырой, недоработанный, а главное - напрочь противоречащий нормам действующего законодательства.
Минтранс – РАСу: «Хм, мы ещё на предыдущей встрече вам об этом говорили… Автоперевозчики подтвердили нашу позицию»
В чём была достигнута договорённость – возможно, имеет смысл доработки/переработки самой ФОРМЫ транспортной накладной, чтобы сделать её более удобной для заполнения, желательно, на одной стороне листа. Проблема в том, что ВСЕ крупные/системные грузоотправители, как и многие средне-мелкие, за немалые бабки провели работу по интегрированию существующей ТрН в свои учётные/отчётные компьютерные программы, взамен старых ТТН. Готовы ли переделывать заново на каждых чих законодателей – большой вопрос… Затраты-то серьёзные…
Ну, и на перспективу.
Возможно, по нашим запросам Минтранс инициирует обращения в Минфин, ФНС, Финмониторинг, Минэкономразвития запросы по «притворным сделкам» в привязке к деятельности автоперевозчиков и псевдоэкспедиторов.
Возможно, будет продолжен поиск вариантов идентификации реальных автоперевозчиков при оформлении договоров перевозки груза, с тем чтобы ограничить те самые противоправные схемы перекачивания и отмыва денег и ухода от налогов…
Возможно… В принципе, много чего возможно… Этим надо заниматься. И будем. Но, но, но…
Тезис под занавес: коммунизм в одной отдельно взятой стране построить не получится. Порядок в одной отдельно взятой отрасли по определению невозможен. В силу того, что вся экономика разбалансирована, и отсутствует четкая вменяемая система государственного контроля и управления. На фоне всеобщего бардака локальные «улучшения», увы, носят только косметический характер…