Готов ли бизнес к саморегулированию, или Нужны ли российским автоперевозчикам СРО?
Александра НОВИЧКОВА, Журнал «Автоперевозчик»,
www.perevozchik.com
Во второй день проведения Четвёртого Международного Автотранспортного Форума (МАФ-2008) – 10 сентября текущего года – состоялась панельная дискуссия «Саморегулирование автотранспортной деятельности в Российской Федерации». В последнее время эта тема стала одной из самых обсуждаемых, поскольку многие российские перевозчики, судя по их же высказываниям, не понимают, для чего им нужны саморегулируемые организации (СРО). Большинство приходит к выводу, что не им необходимы СРО, а совсем наоборот, поскольку СРО – не более чем очередная расходная статья для руководителя автотранспортной компании. Что же такое СРО на самом деле и какие функции они будут брать на себя? Ответы на эти и многие другие вопросы пытались получить участники панельной дискуссии в рамках IV МАФа.
В конференции приняли участие представители науки, бизнес-сообществ, страховщики, объединений автотранспортников, многие руководители автотранспортных предприятий. Дискуссия была жаркой.
............................................................................................
Задачами СРО являются:
– развитие системы технического регулирования за счёт разработки системы отраслевых стандартов саморегулируемыми организациями;
– создание эффективной системы контроля за соблюдением разработанных бизнес-сообществом стандартов и правил автотранспортной деятельности, поднадзорной государственному регулирующему органу;
– повышение ответственности субъектов саморегулирования, усиление их заинтересованности в конечных результатах своей деятельности, создание эффективных механизмов защиты прав потребителей, выявления недобросовестных, неквалифицированных участников в целях удаления их с рынка автотранспортных услуг;
– повышение прозрачности автотранспортной отрасли в Российской Федерации и уменьшение правонарушений и преступности в сфере предпринимательства на транспорте;
– обеспечение требований безопасности дорожного движения субъектами предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте;
– внедрение и развитие современных инновационных технологий управления, в частности, оснащение коммерческого автомобильного транспорта системами спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS путём установления требований в национальном стандарте;
– создание финансовых инвестиционных инструментов: компенсационных фондов СРО и общефедерального компенсационного фонда Союза СРО автотранспортного комплекса, средства которых (согласно Федеральному закону «О саморегулируемых организациях») могут инвестироваться в развитие транспортной инфраструктуры России;
– создание и внедрение механизмов страхования гражданской ответственности субъектов предпринимательской деятельности на автомобильном транспорте;
– эффективная реализация на автомобильном транспорте положений Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г.;
– привлечение малого и среднего бизнеса к построению гражданского общества в России и общественно-политической деятельности;
– создание условий для использования автомобильного транспорта как эффективного инструмента социально-экономического развития страны.
Направления деятельности СРО таковы:
– формирование и лоббирование в органах власти инициатив, необходимых для автотранспортной деятельности;
– разработка соответствующих регламентов, стандартов и правил по автотранспортной деятельности;
– содействие членам организаций в защите и отстаивании их интересов;
– содействие в проведении научно-исследовательских работ;
– участие в совершенствовании нормативно-правовых документов в интересах автоперевозчиков;
– оказание консалтинговых услуг по формированию лизинговых и банковских схем приобретения ТС членами организация;
– организация и проведение семинаров, конференций, специализированных выставок, рекламных мероприятий и презентаций;
– организация стажировок и профессионального обучения сотрудников-членов организаций.
.................................................................................................
Но помимо определённых прав СРО получают и дополнительные обязанности, в числе которых - создание компенсационного фонда в виде страхования или банковской гарантии на случай неисполнения обязательств членами СРО. Кроме того, компенсационные фонды, которые будут сформированы СРО, – это инструмент инвестирования средств в развитие российской транспортной инфраструктуры.
Размещение средств компенсационного фонда и их инвестирование осуществляются через управляющие компании. Доход, полученный от размещения и инвестирования части средств компенсационного фонда в недвижимость и государственные ценные бумаги, направляется на его пополнение. Автотранспортный бизнес заинтересован в хороших дорогах, а также в современных транспортно-логистических центрах. Поэтому он будет направлять средства своих компенсационных фондов в государственные транспортные облигации и строительство объектов транспортной инфраструктуры.
......................................................................................................
Валерий Юдин: «Цена ДТ выше цены на перевозку. Как перевозчику зарабатывать?»
Свою точку зрения на появление СРО выразил и президент некоммерческого партнёрства «ОДП «Белогорье» Валерий Юдин.
Сегодня некоммерческие партнёрства создаются во всех российских регионах. Это естественным образом связано с тем, что мелким автотранспортным компаниям трудно удержаться на плаву без какой-либо поддержки. Объединяясь в некоммерческие партнёрства, они получают различные льготы и преференции, в том числе на топливо, запчасти, страхование, связь. Однако к участию в разработке законопроектов эти объединения не допускаются.
– Некоммерческие партнёрства стремятся вступить в СРО. Тогда за счёт саморегулирования, благодаря тому, что государство будет передавать часть своих функций СРО, мы сможем иметь право высказывать свою точку зрения при составлении законопроектов, – сказал В. Юдин. – После того, как мы сможем вступить в СРО, нам навстречу пойдут многие компании, в том числе и страховые. А если мы будем страховать свою гражданскую ответственность, то и перевозчики, и грузоотправители, и получатели будут знать, что мы несём ответственность за свою деятельность. За счёт этого мы сможем поднять и ставки на перевозки.
Конечно, мы не сможем решить некоторые вопросы. Например, снизить цены на топливо или усреднить стоимость перевозки во всех российских регионах (ведь известно, что зачастую в регион перевозчик едет по одной ставке (100 %), а обратно – совсем по другой (к примеру, 20 %). И сейчас мы ничего не можем изменить, потому что региональные перевозчики работают сами по себе.