Актуальные темы
<<<Назад
Причина и следствия

Когда переставляют местами причину и следствия того или иного события, ничего хорошего не получается. Запутывание смыслов и запудривание мозгов приводит к полной каше в головах. И уводит тему обсуждения далеко-далеко от главного...

На одной из недавних встреч с перевозчиками наш коллега из Тюменской области озвучил ситуацию с автоперевозками в его городе. Нет работы, нет нормальных ставок. Почему? Потому что, отвечает, раньше у нас в городе, который совсем недалеко от Тюмени, было одиннадцать предприятий, которые заказывали автотранспорт, сейчас оставлось три. Восемь закрылись, разорились, обанкротились. Около четырехсот грузовых машин, принадлежащих малому и среднему бизнесу, зависли. У себя в регионе не нужны, ехать «шакалить» по соседним областям бессмысленно - там то же самое.

И, хотя на встрече обсуждали и «Платон», и деятельность общественных объединений, акции/забастовки, после его выступления говорильню можно было заканчивать. Потому что не «Платон», в который уперлись многие «активисты» от автоперевозок, обрушил рынок. Имитация борьбы с «Платоном» позволяет очень технично уводить разговор от основной темы. А основная тема – внутренняя социально-экономическая политика, которую реализует наше/не наше правительство, точнее, его «либерально-экономический блок». Понимаете, даже если все владельцы тех самых четырёхсот фур соберутся, объединятся, победят у себя в районе «Платон», совершат ещё множество добрых и полезных дел – восемь неработающих промышленных предприятий не возродятся!!! Они разорены. Закрыты. Им уже не нужен автотранспорт. Ни сырьё/комплектующие завозить, ни готовую продукцию развозить…

«Платон» не более чем очередной инструмент по изъятию денег из экономики и наших карманов. Идеология «Платона» – не более чем следствие того пагубного курса на добивание реального сектора экономики, который реализуют «либеральный блок». Проблема не в «Платоне». Проблема - в правительстве...

 

Эта короткая реплика была опубликована в февральском номере газеты "Дальнобойщик Регион". Места там вечно не хватает, поэтому пришлось ограничиться таким вот небольшим текстом.С того времени произошло немало событий. В том числе – были озвучены призывы к очередной акции/забастовке. Снова. Автоперевозчики опять против «Платона».  Да и ладно. Если люди видят для себя единственный способ выражения, так сказать, гражданской позиции в призывах «а давайте все встанем (в смысле остановимся) и не поедем» - флаг им в руки. В прямом и переносном смысле. Но я, с силу воспитания, опыта и вечной уже подозрительности всегда пытаюсь разобраться, разложить всё по полочкам.

Расклад получается странноватый… Складывается впечатление, что такое вот «стояночное» антиплатоновское движение объективно работает на «Платон».

Когда автоперевозчик берет на себя дополнительные расходы (оплата за проезд), пусть даже и рычит, что не в состоянии оплачивать этот тариф, это более чем устраивает… кого? Правильно, заказчика перевозки.

Чем дальше, тем больше поведение части наших коллег-­автоперевозчиков по отношению к «Платону» напоминает мне ситуацию с «весенними органичениями». Только безысходная глупость или глупость от безысходности заставляет многих «шОферов» рвать задницу в попытках протиснуться с тем или иным грузом через посты и знаки «весенних ограничений». Нарываясь на безумные штрафы, оставляя машины на спецстоянках.  Рискуя собственным финансовым благополучием ради чего??? Ради того, чтобы сохранить доходы и прибыли заказчиков? Это ИМ надо обеспечить доставку грузов на свои предприятия/склады/магазины. Но подставляется только крайний – шОфер-­дальнобойщик...

То же самое и с «Платоном». Чем быстрее заказчики перевозки осознают, что перекинуть «платоновский» платёж на автотранспорт больше не получится, тем быстрее и эффективнее сможет сработать  экономический «тормоз» для «Платона» и его тарифов. Они, товаропроизводители должны почувствовать ущерб для собственной прибыли. Они должны лоббировать свои интересы, давить на правительство. А автоперевозчикам пора отойти в сторону и умыть руки... Да, дальнобойщики первыми обозначили проблему. Показали несправедливость и неэффективность «Платона». Как могли. Как получилось. Сейчас мяч на стороне заказчиков наших услуг, на стороне грузоотправителей­товаропроизводителей. Год они сохраняли свою рентабельность за наш, в сущности, счет.  

Безусловно, вклад «двенадцатитонного оброка» в динамику роста цен на товары народного потребления присутствует уже сейчас. Величину его с точностью до трёх знаков после запятой обозначить сложно: одномоментно  наслоились несколько составляющих  –  очередная волна кризиса, падение курса рубля, экономический прессинг Евросоюза, санкции/антисанкции, импортозамещение, расходы на Крым и Сирию…

А самое главное – «Платон», по факту, в полную силу так и не заработал. В зависимости от региона, от 70­ти до 90 процентов автоперевозчиков оплату «Платона» игнорировали. Это было возможно именно из­за того, что система контроля не функционирует. До середины шестнадцатого года стационарные «рамки», фиксирующие прохождение большегрузов, были смонтированы только вокруг Москвы. В количестве двух десятков штук. Даже крупные транспортные компании, чьи тягачи изначально были оборудованы бортовыми устройствами, прочувствовав ситуацию в первые пару месяцев, в дальнейшем давали своим водителям указание – бортовые устройства включать только на подъездах к столице…

Единственная  небольшая группа автоперевозчиков, относительно безболезненно пережившие введение «Платона» ­­ транспорт промышленных предприятий, сельхозпроизводителей,  оптовых поставщиков, ритейла.  У них все суммы расходов на «Платон» автоматом были перенесены в себестоимость продукции.

 Подавляющее же большинство автоперевозчиков либо не платили вообще (контроль­то отсутствует!), либо оплачивали «маршрутные карты» из своих доходов. «Рупь пятдесят» за километр – неприятная, но не смертельная нагрузка, которую перевозчик готов был эпизодически нести ради сохранения хороших отношений с заказчиком­грузоотправителем.  В сущности, весь этот год заказчики автоперевозок сохраняли свои доходы и рентабельность за счет снижения рентабельности автоперевозчика.

Судя по тому, что сейчас рассказывают в Росавтодоре, с нового года ситуация изменится. В эксплуатацию будет запущено ещё около двухсот стационарных рамок контроля. К лету – все 480… Штрафы в пять (последующий – десять) тысяч рублей будут оформляться и рассылаться в массовом порядке.  Ужесточение контроля (обязательная регистрация в «Платоне») будет накладываться на рост тарифа. Так или иначе, у заказчика перевозки исчезнет возможность шантажировать автоперевозчика: «За «Платон» доплачивать не буду, не согласен – найму того, кто без разговоров поедет». «Платон» накроет всех. А вот  двух­  или трёхрублевый тариф за километр пробега владелец транспорта уже не потянет…  Автоперевозчики будут закладывать этот сбор в стоимость транспортной услуги. Уже не оглядываясь на то, что думают по этому поводу заказчики перевозки. И вот этот вот двойной удар ­­  он будет действительно весьма  ощутим как для экономики, так и для конечного потребителя.  Товаропроизводители последствия такого шага осознают и понимают.  И если доводы автоперевозчиков власть не слышит… Что ж. Остаётся надежда, что мнение представителей реального сектора экономики, крупнейших отраслевых ассоциаций будет иметь бОльший вес…  Автоперевозчики готовы умыть руки и отойти в сторону…

Отличие «Дальнобойщика» от многих наших коллег в определении отношения к системе сбора платежей в том, что мы с самого начала объясняли и показывали: масштабы проблемы выпирают далеко за рамки проблем автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.

Отрасль автомобильных перевозок, как, собственно, весь транспортно­логистический сегмент – чрезвычайно сложный и чувствительный к внешнему вмешательству организм. Учитывая наши расстояния, а также объёмы перевозимых грузов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности огромной страны, любые непродуманные, бессистемные нововведения  могут иметь фатальные последствия. В первую очередь это будет выражаться в дроблении, фрагментации единого экономического пространства: возить грузы на Урал, в Сибирь, на наши Севера станет просто невыгодно. Как следствие – непредсказуемые последствия в экономической сфере. Про сферу социальных отношений лучше уже промолчать…

Ничего доброго от слепого копирования «европейского опыта» и «мировых трендов» мы не получили. Ни в экономике, ни в науке, ни в медицине, ни в образовании…  «Платон» ­­ из той же серии. Вопрос не в том, «кто и за скоко повезёт макароны». Вопрос, по большому счету, в формировании иной модели экономического, да и политического развития государства. Существующий и культивируемый до сих пор подход про «собрать бабки с населения и поделить между своими» ­­ путь тупиковый. Но, рассматривая ситуацию с «Платоном», в который раз убеждаюсь – отказываться от него наши чиновничье­олигархические кланы не собираются…

продолжение темы

 

 

 

 

Архив статей
Форум "Дальнобойщик"
Ассоциация "Дальнобойщик"
Форум Ассоциации "Дальнобойщик"
Дальнобойщик Медиа-Групп
Обратная связь