Часть четвертая. Школа, которая навсегда.
Я думаю, надо, наверное, остановиться по-подробнее на тракинг драйвинг скул (TDS), или "Школа по подготовке К СДАЧЕ на право управления одним или несколькими видами коммерческих транспортных средств", что гораздо длиннее и мудренее.
Потенциальный клиент должен выбрать, на какие категории он хочет сдавать, и соответственно получить. Категории такие:
А - грузовые свыше 56 (могу ошибиться в числе, но где-то так) тысяч фунтов с воздушными тормозами
В - грузовые от 36 до 56 т. ф.
С - вроде как автобусы от 14 человек
D - все легковые до 14 чел и грузовики до 36 т. ф.
Про мотоциклы не знаю, но там есть свои категории.
Все обладатели данных категорий имеют право управлять соответствующим ТС, включая и один прицеп. Да, еще в дорожной жизни тонны и паунды (фунты) не исчесляются как в нормальной, типа математической, среде. Грубо равняют 1 тонну к 2000 паундов. Если на дорожном знаке стоит ограничение в 36 тонн, никто ведь не будет впопыхах хвататься на ходу за калькулятор и высчитывать сколько это будет, если паунд равнять к 454-м граммам. Просто тупо умножают на 2 и имеют результат. К такому действу даже американски тракисты, в основном, способны. И это еще раз показывает, что примитивизм и понятливость на дороге - самое то. Иногда знаки и надписи в тоннах, иногда в паундах. Всегда мучаюсь вопросом, к чему такая разноголосица? Для канатцэф, штоли? Н-да, куда это меня понесло? Вернемся-ка мы к нашим баранам, то есть, как их еще называют, будущих водятлам, а пока студентам.
Итак, продолжим. Профессиональные, то есть коммерческие права имеют еще дополнительные категории. Нет, если вы хотите кататься на траке с прицепом или без, холoдильнике или драй вэне (фуре) или там с площадкой, а еще лучше, самосвале, то все oкей. Сдав на категорию А, можно в принципе найти работу. Но... Все работодатели любят универсальность, то есть хотят, чтоб драйвера обладали как можно большим количеством подкатегорий, да и самому интересно все их иметь изначально, чтоб обогатить свой потенциал в выборе будущих "кровососов". Остальные подкатегории обозначаются также разными буквами. В моем DL в разделе Endorsment стоит отметка NT, что означает право таскать за собой цистерну и 2 или 3 прицепа. Раньше я еще имел отметку о праве на перевозку HazMat (опасных грузов), но при переезде из Калифорнии в Теннесси, при обмене прав на теннессийские захотели пересдачу на HazMat, но я не собирался его возить и не стал пересдавать, а все остальные открыли автоматом. Кстати, в разных штатах разные подходы к сдаче на коммерческие права, но в основном они на 90% похожи. И да, если б я переезжал ИЗ Теннесси в Калифорнию, то пришлось бы пересдавать всё, Калифорния не признает права других штатов при перeезде. Работать с заездом можно, но если приехал на ПМЖ, будь ласка, сдай на калифорнийские. Но это не распространяется на любителей.
По совету Алика, поехал я на другой конец Лос Анжелеса, к черту на кулички, искать там шефа TDS. Алик сказал, чтоб передал от него ему привет (это типа рекомендации, а РЕКОМЕНДАЦИЯ в Штатах - первое дело в продвижении ВЕЗДЕ) и что у него даже обезьяны и идиоты сдают. Хм, и к какой же категории он меня тогда отнес, не дает мне спать до сих пор. Нашел я школу и главного там, сказал, что по рекомендации от Алика, тот аж заулыбался - От этого большого русского? Тогда беру, ты от него не первый и все сдают.
Спросил, есть ли опыт в вождении "америки", попросил показать. Я ему прокатился задним ходом с п/прицепом вокруг бочки. Шеф сказал, что мне хватит 2-3 урока вождения, чтоб сдать и если теорию я сдам самостоятельно, то возьмет с меня 800 долларов и я буду иметь две попытки сдачи вождения на его траке за эту цену. Если хочу прослушать курс теории в его школе, то еще 300 или 400. Если не сдам за два раза, то каждая экстра сдача будет мне стоить каких-то дополнительных маней. Короче, дали мне примеры экзаменационных вопросов и ответов по всем под- и категориям, сказали, чтоб прошел медкомиссию и приходил после сдачи теории на драйвинг и натаску на сдачу PTI - ПреТрип Инспекшн, то есть осмотр трака перед началом работы. Медиков, кстати, тут проходят раз в два года, только "профессионалы" и "психов" не надо для этого посещать. Идешь к семейному доктору, на месте все и проверят.
Ну что сказать, сдал я всю теорию сразу и за один раз, хотя можно и сдавать частями, сначала на основную категорию, а потом, позже и другие подкатегории, по выбору. Натаскивают на сдачу PTI и практики в той школе, как я уже писал раньше, основательно, до автоматизма. PTI этот представляет собой обход ТС по кругу и проверку всех узлов и агрегатов на предмет чтоб было все "как новое", а так же знание всех кнопок, приборов и ручек в кабине и проверка тормозов на герметичность и много еще чего. Короче, трак и трейлер должны подвергнуться осмотру покруче, чем при осмотре ОТК на выходе с завода-изготовителя. Но это еще не беда. Калифорния требует, чтоб экзаменуемый не только показывал, как он умеет проводить PTI, но и РАССКАЗЫВАТь экзаменатору, что он в данный момент делает. А это, как вы понимаете, не сразу всем под силу!
показано наиболее полно про PTI.
Aлик, видимо был прав в оценке моих, или той школы, способностей, потому что и знание PTI и вождения сдал я с первого раза. Приехав на место сдачи, все претенденты набились в мой Форд-Пазик, и инструктор повез показывать нам тот маршрут, по которому мы будем сдавать езду. Так и вышло, а так как я уже только что проехался по нему, да еще и за рулем, хоть и не грузовика, то лично мне было нетрудно соблюсти все требования знаков и указаний. Сдача занимает с полчаса на каждого, 15 минут - PTI, 15 минут - вождение. У нас тогда принимала пожилая крашеная негритянка, очень милая тетeнька оказалась. В конце теста сразу поздравила и еще пошутила, мол все, с получением коммерческих прав кончилась моя спокойная жизнь . Боже, как она была права!
И о названии. Почему "на всегда"? Сдав на права и устроившись на драйверскую работу, попав в эту "дантову" сеть, практически невозможно потом из нее выпутаться. Если нет второго заработка, способного обеспечивать семью пока бывший драйвер пытается безуспешно освоить другую более-менее денежную профессию, НЕВОЗМОЖНО соскочить с пути-дороги. Билы (счета), дети, кредиты, недостаточное знание языка и многое другое не дают возможности тратить время на обучение вместо рубки, в почти прямом смысле, за бабло. Поэтому, всем в начале говорят, и это правильно, идите учитесь сразу по приезду, пока еще нет больших обязaтельств, ни финансовых, никаких других. А если имеется изначально какая другая профессия, то в тракинг, я считаю нечего соваться. Хотя, в последнее время, судя по водятелам, на дорогах, даже в траках, мало кто придерживается моих пожеланий.
Да, господа, про школу то я писал спецом, что если кому пригодится, знали, что если есть опыт работы за рулем трака и немного мозгов, можно обойтись минимальным вложением грошей для получения профессиональных американских прав. Повторяю, в Штатах НЕ ТРЕБУЮТ наличия часов вождения В АВТО или ТРАКОВОЙ ШКОЛЕ. Так что страшилки, которыми пугают водителей, прибывших из других стран и желающих получить Коммерческий Драйвер Лайсенс (CDL) какого-либо штата США, надо делить на 16. Серьезно сэкономить можно, если заранее достать экзаменационные билеты и правила тех категорий, на что вы собираетесь претендовать, в век интернета, я думаю, это не сложно. Практику, при наличии достаточного опыта, можно свести к ознакомительным уроком с целью понятия стиля вождения, нужного для сдачи экзамена. Еще раз повторюсь, у меня это заняло 2-3 или 4 урока, сейчас не помню точно, давно это было. При прохождении экзамена проверяется наличие умения управлять ТС, безопасный стиль вождения и УВЕРЕННАЯ манера езды. Если клиент менжуется "под экзаменатором", то он не сдаст! Про придирки и спецом-завалы ни разу не слышал. Естественно, в настоящее время нужно иметь легальный статус для получения права на сдачу прав и более-менее сносное, можно хоть на примитивном уровне, знание английского для понимания указаний и команд транспортной и просто полиции и других лиц. Если вы плохо или говоря простым языком - "никак" владеете английским, то даже и сдав каким-то чудом на права, на работу будет устроится нереально. Мой хороший друг Г-а, по моей рекомендации же, кстати, сдавший на права в той же тракинг скул в 94-м году, устраивался на работу в одну из крупнейших в Штатах транспортную компанию. Они не очень любят брать к себе людей хоть и с правами, но без опыта работы по Штатам. Они сами неплохо способны пудрить рекрутируемым претендентам без прав мозги и зарабатывать на их обучении CDL до 5-6 килов баксов. А данная TDS как раз имела с данной же компанией афилированый договор о приеме на работу ее выпускников, так сказать новых тракистов, ха-ха. В общем, как-то Г-а продрался через все препоны тpудоустройства и остался последний, заключительный этап - общее собрание претендентов после прохождения ориентейшн, где им объявляли, кого приняли, кого нет. Так когда объявили, что он принят, как он рассказывал, поднялась какая-то дамочка и изрекла, что г-н Г-а, при всем уважении, отвратительно говорит на местном наречии, и хотя он классный чел и драйвер, но в компании он работать не сможет, будут мол траблы, а кому это нафиг нужно.
И тут, рассказывает мне Г-а, меня как подкинуло. Я вскочил со стула и, говорит, начал почти орать на ту бабу. Не спрашивай меня, откуда взялся тот язык, на котором я верещал, но суть была та, что по Конституции Америки, дискриминация по - тра-та-та и то-то-то, в том числе и знанию языка запрещена и он, Г-а засудит компанию, если ему по этой причине откажут в трудоустройстве! Вкратце, тетку ту ее коллеги из приемной комиссии зашугали и Г-а был принят нa работу. И проработал там несколько лет, кстати. А меня туда не приняли когда-то, и слава Богу! Но сейчас вам не тогда, и без знания английского, хотя б и на уровне "моя-твоя-понимай" не возьмут. А если и возьмут, то а бы никому туда устраиваться не посоветовал. К чему это я? А к тому, что пора переползать потихоньку к разделу, как наиболее легко и просто, если постараться, как я помню, попасть в кабалу к несчастным американским или не очень владельцам траков. И поэтому переходим в...
...to be continued...