http://www.prime-t***.ru/news/show.a...834917&ct=news
Большинство депутатов поддержит президентский пакет законопроектов, направленный на противодействие коррупции - Б.Грызлов
МОСКВА, 7 ноября. /ПРАЙМ-ТАСС/. Большинство депутатов поддержит президентский пакет законопроектов, направленный на противодействие коррупции. Об этом журналистам в четверг заявил председатель Госдумы Борис Грызлов. По его словам у депутатов есть предложения по доработке законопроектов, которые могут быть учтены при их подготовке ко второму чтению. В настоящее время создана рабочая группа во главе с Владимиром Плигиным, в рамках которой будет вестись работа по совершенствованию пакета законопроектов.
Б.Грызлов считает, что противодействие коррупции требует не только введения различного рода санкций и запретов, но и повышения уровня гражданского контроля и общественного правосознания, обеспечения прозрачности принимаемых решений.
Заместителю председателя Госдумы Надежде Герасимовой понравился основной посыл законопроекта - снять как можно больше ограничений для хозяйствующих структур со стороны государственной власти. По ее словам, "их уже задавили всевозможными проверками и контрольными мерами". Депутат обратила внимание журналистов, что значительная часть полномочий и разрешительных функций в этой сфере переходит от чиновников в поле деятельности бизнеса, саморегулируемых организаций, гражданских институтов.
Вместе с тем у Н.Герасимовой возникают и определенные опасения. "У нас есть много хороших и правильных законов, но посмотрите - как они исполняются. Все их трактуют по-разному. Поэтому, создавая любой закон, надо предусмотреть - кто и как его будет исполнять. Меня очень волнует та часть законопроекта, где говорится о том, что каждый государственный или муниципальный служащий, узнав, что его коллега или сосед имеет какое-то отношение к коррупционным действиям, должен официально уведомить об этом своего руководителя. По-русски это называется "настучать". Слова подобраны корректные - уведомить, предупредить, но суть от этого не меняется. Ведь эта норма закона может впоследствии оказаться банальным инструментом для сведения счетов с неугодными людьми. Тем более, что нигде не оговорена мера ответственности человека заведомо оклеветавшего кого-то. К сожалению, везде есть не просто нечистоплотные в нравственном отношении, но и не совсем здоровые люди. Нам придется расхлебывать подобного рода жалобы, 90 проц из которых будут изначально лживые. Как этот механизм "предупреждения" и "уведомления" будет действовать - мне лично не совсем понятно", - заявила депутат.
У председателя комитета по делам Федерации и региональной политике Виктора Усачева не вызывает сомнений своевременность принятия мер, направленных на оперативное и достаточно радикальное совершенствование антикоррупционного законодательства. По его словам, они должны оздоровить взаимоотношения между государством и его гражданами, между субъектами экономики, между государством и бизнесом, а, следовательно, способствовать интенсификации производства во всех областях, кардинально улучшить ситуацию в таких особенно "коррупционноемких" сферах как здравоохранение и образование, а также в правоохранительной системе.
Депутат выделил такое положение базового законопроекта, как усиление ответственности государственных органов и органов местного самоуправления за непринятие мер по устранению причин коррупционности. В связи с этим особая ответственность, по его словам, возлагается на руководителей субъектов Федерации.
"Антикоррупционная политика становится одним из важнейших критериев оценки их деятельности. То обстоятельство, что конкретные вопросы с недвижимостью, землей, строительством и потребительским рынком решаются в субъектах, заставляет обратить особое внимание на функционирование региональных антикоррупционных структур, на сферу административного управления на местах и, в первую очередь, на то, как оперативно и четко идет согласование федерального и регионального законодательств. Координация работы федеральных и региональных органов государственной власти в данной сфере должна быть признана важным приоритетом. Это тем более необходимо, что именно на местах отмечается недостаток бюджетной дисциплины, обеспечения прозрачности механизмов использования государственных средств и иностранных инвестиций", - полагает В.Усачев.
"Предложенный президентом пакет законопроектов учитывает необходимость придания антикоррупционной борьбе системного характера. Прежде всего, это достигается требованием того, чтобы региональный компонент антикоррупционной политики был четко и, безусловно, увязан с соответствующим федеральным законодательством. Можно сказать, что принимаемые меры настроены на укрепление союза всех ветвей власти, который увяжет работу в один узел", - заявил депутат.
Председатель комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров считает, что "президентские антикоррупционные законы станут законодательным плацдармом для наступления на коррупцию по всем ее составляющим. Но окончательно решить вопрос коррупции будет возможно только после реализации основных положений стратегии-2020, особенно в части развития гражданского общества. Послание президента еще раз доказало россиянам твердость политической воли в системном подходе к борьбе с коррупцией".
По мнению депутата, "стержнем" президентского пакета законопроектов является система мер упреждающих коррупцию, создание на государственной и муниципальной службе атмосферы "невыгодности" коррупционного поведения. Содержащее в законопроекте определение коррупции согласуется с определением коррупции в конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, принятой в Страсбурге в 1999 г. "На практике это означает, что с мировым сообществом у нас не будет разночтений по определению коррупции", - полагает депутат.
Е.Федоров считает важным "решительно продолжить" снятие избыточного администрирования со стороны государства, развитие эффективных институтов гражданского общества и передачу регулирующих полномочий саморегулируемым организациям бизнеса. "Только при твердой политической воле и системной, последовательной работе по устранению самих основ для коррупции мы сможем эффективно противостоять этому злу", - считает депутат.
Член комитета по экономической политике и предпринимательству Наталья Ермакова считает, что помимо принятия пакета законов, направленных на борьбу с коррупцией, необходимо добиться и их неукоснительного исполнения. Базовый законопроект предусматривает развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства о противодействии коррупции. Однако, по словам депутата, в нем не определен механизм создания и работы подобных институтов, на что указал комитет в своем заключении. В качестве одной из мер по профилактике коррупции законопроектом предлагается антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, однако, по словам депутата, не указана обязательность такой экспертизы и не приведен ее механизм.
Для того, чтобы законы начали действовать, необходимо не только их принять и обнародовать, но и создать условия для их реализации, считает Н.Ермакова. А для этого, по ее словам, потребуется своевременная разработка и принятие соответствующих нормативных актов.
Заместитель председателя комитета по собственности Евгений Богомольный считает целесообразным при дальнейшей работе над пакетом обсудить вопрос об использовании ограничительных мер в случае поступления гражданина, ранее занимавшего руководящую должность в кредитной организации, на должность в Банк России, замещение которой предусматривает осуществление отдельных функций государственного контроля и надзора в отношении этой кредитной организации. По его словам, члены комитета по собственности считают, что решение о принятии таких граждан на службу в Центральный банк РФ должно согласовываться с комиссией по соблюдению требований к служебному поведению служащих и урегулированию конфликта интересов.