Официально. И пока кратко.
Сегодня состоялась встреча профсоюза "Дальнобойщик" с сотрудниками Федерального дорожного агентства "Росавтодор"
Начальник управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Астахов И.Г (на фото слева), руководитель центра мониторинга безопасной эксплуатации автомобильных дорог Угаров К.С., ведущий специалист юридического отдела профсоюза "Дальнобойщик" Баханов Д.В., руководитель профсоюза "Дальнобойщик" Войтко В.Е. в ходе первой официальной встречи обозначили круг проблем, по которым признано целесообразным развивать сотрудничество и совместную работу. В первую очередь речь идёт о постах весового контроля на федеральных трассах, о проблемах "перегруза", об ответственности за сохранную эксплуатацию автодорог, которую необходимо справедливо распределять между заинтересованными сторонами. Нас информировали об изменениях в законодательстве и в нормативной правовой базе, которые готовятся в Минтрансе, о новых автоматизированных комплексах весового контроля, исключающих пресловутый коррупционный "человеческий фактор". В свою очередь, Дмитрий Баханов обозначил те пробелы в законодательстве, которые затрудняют работу автоперевозчиков.
...и неофициально
Общение было местами резким, но объективным. Сразу определились, что темы качества строительсва, финансирования, расходования средств пока трогать не будем. Наша сегодняшняя цель - реальное противодействие и действенная борьба с перегрузами. Тезисы с нашей стороны известны - три машины с перегрузом - четвёртая без работы. Позиция Росавтодора: множественные факты превышения осевых нагрузок и нагрузок по полной массе наносят реальный урон сохранности автомобильных дорог.
Работа поство весового контроля в их существующем виде малоэффективна - с этим никто не спорт. И вот здесь обозначился весьма интересный и полезный для нас момент.
Росавтодор содержит на балансе ИМУЩЕСТВО и ОБОРУДОВАНИЕ постов весового контроля на федеральных трасса. Обслуживание (то есть люди, специалисты) - возложено на Ространснадзор. ГИБДД, соответственно, оформляет протоколы об административных правонарушениях. Так вот. Взятки, коррупция, проезд машин с реальным перегрузом за деньги на карман весовщиков и гаишников Росавтодору неприятны так же, как и нам, автоперевозчикам. То есть, совсем грубо и условно говоря, бабло с машин-перегрузов уходит лицам, не отвечающим за состояние и сохранность автодорог. А вот за разрушающее действие на дорожное полотно перегруженного автотранспорта, который беспрепятственно, за взятки, минует посты весового контроля, отвечает как раз Росавтодор. Опять же, качество строительства - отдельная тема. Но по факту дорожники, в той или иной степени, вынуждены отдуваться за коррупционные действия весовщиков: дыры, колейность и пучины, неизбежно возникающие после непрекращающейся вереницы "перегрузов", латать именно Росавтодору... Так что на уровне руководства агентства необходимость борьбы с коррупцией на СПВК прослеживается...
Ну, а в какие формы выльется наше взаимодействие - покажет время...
Текст материала в журнале "Дальнобойщик", который стал отправной точкой сегодняшней встречи
Заинтересованы ли контролирующие органы в полном искоренении правонарушений в тех видах деятельности, куда они поставлены следить за соблюдением законности? На примере работы весового хозяйства на автомобильных дорогах России можно с полным основанием утверждать – нет!
«Дальнобойщик» неоднократно писал, что наши дороги с трудом держат даже нормативную нагрузку. Сверхнормативная убивает их в прямом смысле этого слова. И речь сейчас даже не о качестве строительства, ремонта и обслуживания автодорог, об отсутствии финансирования, злоупотреблениях и т.п. А в том, что обстоятельства сложились так, что нормальных дорог в Росси нет. И появятся они нескоро. Соответственно, в среднесрочной перспективе состояние дорожного покрытия, за исключением нескольких «литерных» трасс, будет только ухудшаться.
Также мы говорили о том, что по отношению к перегрузу автотранспортники чётко делятся на две категории. Одни выступают категорически против «перегрузов», осознавая свою ответственность и за состояние автодорог, и за ресурс собственных автопоездов, и за безопасность дорожного движения. Оно и понятно. Дороги проседают, «летит» подвеска и ходовая, а про управляемость и тормозной путь фуры, в которую нагружено выше крыши, лучше не вспоминать.
Другая категория действует по принципу «бери больше, тащи дальше». И в своём стремлении срубить с заказчика лишнюю копейку никаких границ они не видят… Да их и нет! Никакие убеждения и взывания к совести не срабатывают, когда на другой чаше весов в прямом и переносном смысле лежат деньги. «Пряник» не срабатывает. А насколько эффективен кнут?
Первой задачей стационарных постов весового контроля после всех их реорганизаций и переименований было и остаётся обеспечение сохранности автомобильных дорог путём недопущения несанкционированного проезда по ним транспортных средств с превышением весовых параметров, нарушением иных ограничений, введенных в установленном порядке.
Так вот, судя по количеству перегруженного транспорта, едва ползущего по всем «направлениям» и дорогам нашей бескрайней страны, с этой своей задачей весовой контроль не справляется. «Арбузтранс», «буратино» (лесовозы), рефрижераторы, под завязку забитые морожняком – все они, как и многие другие «идейные перегрузчики» продолжают существовать только потому, что в их существовании прямо и непосредственно заинтересованы сами весовщики и живущие в симбиозе с ними гаишники.
Контроль за «несанкционированным проездом» за прошедшие полтора десятилетия выродился в очень и очень прибыльный коррупционный и криминализированный вид бизнес для «контролёров». На такой вывод в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта только разводят руками: да, возможно, есть недостатки, да, имеются факты злоупотреблений. С которыми надо бороться. В каждом конкретном случае. По каждому конкретному обращению. Очень технично уходя при этом от вопроса: «А вы не считаете, что проблема вышла далеко за рамки «отдельных злоупотреблений», и превратилась в полномасштабную системную проблему, прямо угрожающую и сохранности автодорог, и безопасности дорожного движения, и интересам развития автотранспортной отрасли, да и нуждам экономики в целом?»
Очень наглядно и ярко проявилась эта тенденция осенью прошлого года, когда вышла из строя федеральная трасса М53, и Россия потеряла возможность автомобильного сообщения с Западной Сибирью, Якутией, Дальним Востоком. Вина самих дорожников неоспорима. Свою часть ответственности несут и автоперевозчики: в кадрах телерепортажей в места «федерального разрыва» специалист на глаз, по динамике движения автопоезда, сразу понимает – ууу, ребята, так в этих фурах совсем не по 20 тонн груза!!! И пока дорожники отсыпали ямы щебёнкой и грунтом, ползущие рядом большегрузы вминали кубометры породы в жидкую грязь… И крайне неприятно, до отвращения, воспринимался какой-то милицейский чин из краевого ГИБДД, сетующий на то, что, мол, «фуры виноваты». Да, виноваты. Только эти фуры совсем недалеко по сибирским расстояниям, вот там, на границе области и под Красноярском, проходили через посты весового контроля, где, в том числе, дежурят и ваши сотрудники, сотрудники ГИБДД. Подъехали бы к ним, и настойчиво так поинтересовались – а как так получилось, что «тяжеловесный груз» мимо вас безнаказанно проскочил?
Помните, после басаевских террористических актов фээсбэшники прошли по всему маршруту движения колонны с вооружёнными до зубов боевиками? Что мешает организовать аналогичные регулярные рейды по СПВК? Цельто не менее значимая, чем борьба с терроризмом! И коррупцию искорените, и дороги сохраните…
Нет, не слышали мы про такие рейды. И не услышим. Потому что во всяком сюжете об аресте «оборотной в погонах», или группы таких «оборотней» выясняется, что это не отдельные несознательные сотрудники вымогали взятки, а работала чётко структурированная организация с чёткой «вертикалью власти» – от рядовых сотрудников до их высоких руководителей.
Судебная практика профсоюза «Дальнобойщик», административные дела по статье 12.21.1 «перегруз и негабарит» показывает парадоксальную картину. Наибольшее количество обращений и выигранных судов идёт по поводу перегруза в 12 тонны или пробоя оси в 100-200-300 килограммов. Особых проблем при защите водителей нет. Либо грузоотправитель не сообщил достоверной информации о параметрах груза, либо весы «накручены», либо, да, сам упустил момент правильного распределения груза по площади полуприцепа. При этом есть момент несоответствия степени вины водителя и степени его ответственности, но об этом позже. Поэтому люди и упираются, и пытаются защищать свои интересы, не поддаются давлению контролёроввымогателей.
И не было НИ ОДНОГО обращения и жалобы на противоправные действия весовщиков и гаишников, где бы речь шла о перегрузе в 4-5-7 тонн. Хотя количество таких перевозок… ну, довольно существенное… Да и как оно может быть скромным, если, например, из Питерского порта разово, под разгрузку морского судна, в течение нескольких суток выходит три-четыре сотни рефрижераторов, в которые забивают по 29-32 тонны мяса, рыбы, окорочков и т.п.
И если за 200 кг пробоя оси водитель, отказывась давать взятку, гарантированно будет загнан на штрафстоянку, то для рефов, исправно отстёгивающих деньги на постах – «зелёная волна» по всей трассе от Питера до Москвы и дальше… То же самое наблюдается и на юге, например, в Новороссийске, где к «мясным караванам» добавляются колонны с фруктами и овощами.
Именно повальная коррупция на постах весового контроля привела за долгие годы к тому, что серьёзный перегруз становится нормой жизни.
Дальше можно рассуждать о несовершенстве законодательной базы, о нерасторопности Минтранса, о проблемах с оформлением разрешений... Но в основе катастрофического положения с соблюдением весовых ограничений лежит всё-таки она, коррупция. Безнаказанная и алчная...