За перевалом перевал. По хребтам Даурии. Девятая часть.Я проснулся от запаха дыма сигареты и прохлады, которую, как мне казалось, потянуло с дымком от открытого окна двери. Валерка сидел в пассажирском кресле.
Светало, солнце еще не взошло над вершинами сосен. Вокруг все было матовым и серым. С подъемом солнца толи туман окинул окрестности стоянки, толи низкая облачность накрыла перевал. Наблюдалось лишь какое-то легкое движение этих молочно-серых масс, плывущих мимо нас рассеянной дымкой…
- Валер, что не спишь? – обратился я к застывшему телу у открытого окна, и только втягивающего очередную порцию дыма внутрь себя из сигареты, торчащей в губах.
А в ответ тишина давила уши. Стоянка спала мертвым сном. Я огляделся. Серость картины в глаза разбавил лишь желтеющий сквозь туман свет лампочки над дверью кафе. Вылез из спальника в сиденье водителя.
- Надо ехать, - вдруг с длительной паузы откликнулся курящий, медленно втянул затяжку, скинул сигарету и перебросил мне мою обувь, которую я оставил на пассажирской стороне.
Обувшись, я, было, потянулся открыть дверь и выскочить из кабины по нужде. Мимолетным взглядом в окно приметил в тумане тело, оторопел. Вгляделся в серость и разглядел мужика, лежащего в траве с пузырем в руке.
- Смотри! – вырвалось у меня.
- Да он тут всю ночь всей стоянке не давал спать, - парировал мой возглас напарник:
- Заводи. Поехали. На улице не зима, лето - жара, проспится под прохладу. В конце концов, протрезвеет быстрее.
Я машинально, словно под команду, запустил мотор.
- Может ему помочь? – вновь я.
- Сереж, ты, что крепко спал? Ты тут, не слышал что ли, что тут было ночью? Нажрались как скоты. Никому спать не дали толком. Там шоферов с машин подняли. Все. Поехали.
Выруливая со стоянки я еще раз оглянулся в сторону того пьяного. Он там перевернулся. «Ну, Бог с тобой» - подумал я в прощание.
С движением по трассе я охренел от увиденного пейзажа за окнами кабины тягача!
- Что тут натворили!!! – воскликнул я в сердцах:
- Валер, тут же стояла многовековая тайга! Когда это было? Я еще тут в 90-х жил и работал.
- Вот так, Серег, весь Дальний Восток и продали Китайцам за годы развала… - поддержал меня Валера.
В округе торчали лишь молоденькие сосенки и березки, окруженные туманом. И только дорогой остались местами те вековые сосны, видать их оставили для преграды взору на варварскую вырубку лесов…
По эту сторону Яблонового хребта дорога стала намного лучше, а с выходом на равнину пошла совсем ровная и только «язвы» ремонта встряхивали тягач. Я остановил машину, прогулялись, попили кофейку уже с прохладным кипятком, который остался с ночной заправки в кафе. И вновь едем. Валера завалился в спальник и скорым временем засопел и захрапел…
Тайга сменилась степью.
«Эх… Как долго я здесь не был?» - ушел в размышления я: «Эти места мне с середины 80-х стали родными, я здесь провел небольшой отрезок своей жизни, водил этими дорогами грузовики и ездил на легковой не раз. Каждый поворот казался мне знакомым, точнее, я ждал за поротом другой и третий. Вот только дорога стала иной. Нет. Не в ширине изменилась, все та же, да и покрытие напоминало старое, но она все равно не та из тех прошлых лет, измененная многочисленными ремонтами, которые и по сей день продолжаются».
За размышлениями подкатил к очередному придорожному кафе, которые здесь за редкость. Решил набрать кипятку и выпить кофе. Сбавляю ход и сворачиваю на грунтовую стоянку. Голову плавно потрясло.
- Серый, ты чего? – вопрос со спины.
- Валер, пополню кипятка, да и кофейку не мешало бы испить.
- Давай позавтракаем. А то едем и едем… - поступило предложение с замечанием в мой адрес.
Припарковались у стоявших здесь дальнобойщиков. Автовоз, зацепленный за америкоса, поразил меня своей длинной.
Не завтрак, а обед с первым и вторым: солянка, гуляш с рисом и компот. Цены и тут на уровне пройденного пути. Набрал кипятка.
А в перекур напарника на воздухе, мы увидели аналог нашего тягача Урал-6370 с бочкой под нефтепродукты. Машина с трассы подошла к кафе, шофер сбегал в заведение, а при его возвращении я задал ему вопрос:
- Как машинка?
- Да нормальная. – коротко он кинул мне ответ, явно не желая продолжения.
Я, пока водитель бегал, разглядел уже на грузовике иную резину – «Белшина». На Валеркином же стояла китайская. И вдогонку еще ему вопрос:
- А голову при разгонах трясет?
Шофер остановился и ответил:
- Нет. Не трясет его. Отлично ходит и по трассе и по бездорожью. Вот только где-то защитный диск с колеса потерял? Хорошо никого не убил. А так пока нет замечаний. Машина нравится!
Я приветливо улыбнулся в его ответ, а он заскочил в кабину, и грузовик с набором оборотов мотора ушел вновь на трассу…
Стояла духота. Временами моросил дождь. Окна дверей приоткрыты.
Мы медленно приближались к Чите, столице Забайкальского края.
Встретили еще одного Урал-6370 на встречу, только он был бортовой. Валера вновь спал в спальнике. «Работают же!» - мыслями заметил я.
Дорогой объездами проходим ремонты мостов. Здесь заметно много работает Ивеко-АМТ.
Но зачастую встречаются американские тягачи. И у меня уже начинает складываться впечатление, что их здесь большинство. Да и китайские самосвалы зачастили…
Почти под самой Читой вижу стоянку явно американских траков и на ней большой и надо сказать первый на трассе специализированный магазин для дальнобойщиков. Я вспомнил о ремнях – стяжках.
- Валер, магазин запчастей у дороги. Остановимся?
- Сереж, конечно, ремни надо купить. Дорога то еще дальняя. - утвердил мои намеренья главный по перегону.
Пока хозяин машины ходил за ремнями, а потом еще и решил проверить уровни жидкостей, я проверив надежность крепления нашего груза, прогулялся вдоль стоянки. Здесь на америкосах почти все ставят российскую оптику, слышал, что вроде дешевле родной, но вот когда порылся в Инете, то я обнаружил такой факт, что зачастую эта замена обходится дороже в два, а то и в три раза. Удивило это меня. Да и доступность в покупке оригинала не так уж и тяжела? И ноу-хау это при изучении вопроса оказалось далеко не сибирским, а из-под нашей северной столицы в Шушарах. Хотя, цена в эксплуатации…
А вот европейцы и КамАЗы тут тоскуют в одиночку… Или мне это только пока показалось? Тут у Читы.
Поговорив тут у машин с шоферами дальнобойщиками, узнали о том, что далее топливо дороже и заправок очень мало. Двинулись далее в путь, проходя Читу стороной…
На развилке Чита - Романовка заправились на заправке «Роснефть» по горловины обоих баков в цену 34,10 рублей. Ранее еще в Канске, когда я спал, хозяин машины заправлялся по полные баки. Валера сказал, что в центральной Сибири цена не на много отличалась. Но и тут альтернативы не было. Дальше горы, затяжные подъемы, пустынная дорога. Радовало только одно – наш перегон в лето.
За окном моросил мелкий дождь. У Читы вновь из степи въезжаем в леса. Еще одним перекрестком прохожу до боли в груди знакомые и родные мне места: справа окраину города Читы и где-то там микрорайон военных баз «Каштак», а по левую руку село Смоленка, где я в два года прожил и проработал.
Нахлынули воспоминания прошлых лет. Сколько здесь знакомых и друзей! А времени на встречи нет. Да и как назло мой оператор мобильной связи тут оказался недоступен. Валерка, увидев мою озабоченность в доступе к звонку жене, дал свой телефон для короткого общения…
Зрелище для меня тут было не без боли в сердце. Когда то тут стояла тайга из высоких сосен, я в ней собирал грибы и ягоды, а теперь тут одни молодые деревья.
Говорят – пожар. А до пожаров? Вырубка бесконтрольная…
За Читой прямая и ровная трасса нас уводила затяжными подъемами и спусками в горные хребты Даурии. Я помнил ее именно такой из тех 90-х. Сколько объездом Читы по ней перегнал новых Уралов, КамАЗов и ГАЗонов из Смоленки через Забайкальск в Маньчжурию. А теперь здесь ходят евро фуры.
Сколько раз на сто тридцатом ЗиЛке с ураловской поршневой в моторе (ЗиЛ-375) летал туда-сюда по перевалам через село Урульга к городу Шилка через станцию Приисковая к таежному поселку В. Шахтома.
Тогда ее, эту дорогу, звали «Военной», т.к. ее строили военные дорожники.
И в начале 90-х она была сдана до отворота на Урульгу к старой трассе, которая вела только до города Сретенск, а дальше если надо было пройти на Дальний Восток, то все грузились летом на ЖД платформы и следовали до мест назначения железной дорогой, а зимой открывался ледовый зимник по реке Шилка.
Новая трасса, принятая в 2012 году самим В.В. Путиным, радовала! Вот уже и кафешки со стоянками у трассы открылись, хотя очень редки они.
Тягач Урал-63704 летел по трассе, не чуя затяжных, не требуя переключений в передачах, даже, под вершинки подъемов. Летит, словно над землей ракетой!!! Скорость держу под 90-100! Машина идет на ней легко, держа обороты мотора в зеленом секторе тахометра.
Буквально тут же другой стороной дороги еще одно придорожное кафе с гостиницей, но на стоянке почему-то пусто…
Здесь совершенно пустынно у трассы, да и на трассе. Все села и поселки стороной к железной дороге и другой стороной в горах. Машины очень редки.
В основном дальнобой и технологический транспорт добывающих предприятий. Китайские тягачи тут все чаше и чаще на трассе.