Уважаемый Валерий Евгеньевич Редакция федерального журнала «Стратегия: Саморегулирование» проводит дистанционное интервьюирование, посвященное вопросам перехода предприятий и организаций на принцип саморегулирования в области ТО транспортных средств в РФ . Форма подачи собранного материала – круглый стол. Отвечать можно не на все вопросы. Материалы будут опубликованы в августовском номере и на сайте. Ответы прислать необходимо до 26 августа 2010г., обязательно указать наименование организации, ФИО и должность отвечающего. Желательно прислать фото. Приглашаем вашу организацию и Вас, как одного из серьезных и значимых представителей рынка, принять участие в интервью. Для этого нужно ответить на следующие вопросы:
1. ТО коммерциализован по серым схемам, реально 60% автомобилей техосмотр не проходит, талон покупается. Поможет ли новый закон «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в РФ» изменить ситуацию или только породит новые проблемы?
В условиях повальной коррупции судьба любого законопроекта предсказуема. В новом законе «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в РФ» прописаны здравые положения и тезисы. Но проблема-то в том, что отношения из серии «талон покупается» должны однозначно трактоваться с позиции уголовного кодекса, а не с точки зрения «норм и стандартов саморегулируемой (аккредитованной) организации». Преступление (взятка) должно караться вне зависимости от того, кто за взятку оформил талон техосмотра – старший лейтенант МВД или менеджер технического центра… Ситуация может серьёзно усугубиться, когда и если новыми менеджерами и руководителями таких организаций станут бывшие сотрудники ГИБДД, набившие руку и «клиентскую базу» на продаже талонов техосмотра… И, вероятнее всего, так и произойдёт… Примеры подобного подхода, к сожалению, уже есть
2. В Госдуму вносилось два законопроекта, две концепции. Одна предполагала только прохождение техосмотра, то есть фактически диагностику. Считаете ли Вы одобренный вариант более перспективным?
Техосмотр и есть диагностика. Диагностика технического состояния транспортного средства. Неисправны тормоза, люфт рулевого управления – кругом, шагом марш. До устранения. Устранять – где угодно: хоть в гараже, хоть у знакомого механика, хоть в сертифицированном дилерском сервис-центре. Неважно. Важно, чтобы люфта не было, и тормоза срабатывали равномерно. Поручать диагностику и ремонт в одни руки – заведомо создавать ситуацию, когда в целях получения максимальной прибыли владельцы таких техцентров будут банально «раздевать» автомобилистов на несуществующих неисправностях. Стоимость талона, да, определит государство, но вот все остальные работы, предшествующие его получению – извините… Аппетит приходит во время еды, и суммы на прохождение техосмотра гарантированно станут неподъёмными. Что, в свою очередь, вернёт ситуацию к взяткам, но уже механикам и менеджерам, проводящим диагностику. Чтоб не так тщательно смотрели…
3. Если случилась беда, ДТП по технической причине, то, при ныне существующей системе, потребителю не с кого требовать возмещения, он ничего не получит с ГИБДД. Смогут ли в будущем саморегулируемые организации реализовать заложенный в законе механизм ответственности?
Имеет смысл несколько сместить акценты. ДТП, причиной которых становится ПОДТВЕРЖДЁННАЯ документально неисправность транспортного средства, в общей статистике занимают буквально несколько процентов. И это очень похоже на правду. Куда больше аварий происходит, например, из-за ям, колейности и рытвин дорожного полотна… Так что, с моей личной точки зрения, куда важнее реализовывать механизм ответственности дорожных служб за состояние автодорог. Это даже так, чисто арифметически, представляется гораздо более страшной и серьёзной проблемой…
Что касается ответственности саморегулируемых организаций за ДТП по причине технической неисправности транспортного средства, прошедшего техосмотр именно в этой организации, то, смею утверждать, она может наступить только в том единственном случае, если машина с некачественно отрегулированными тормозами попала в ДТП на выезде из ворот конкретного техцентра. Всё остальное – это аналогия, например, с обязательным медицинским осмотром водителя автобуса. С территории автопарка он выехал трезвый, но в рейсе решил расслабиться и вмазать пару стаканчиков водочки с устатку…
Техцентр, выдающий талон техосмотра, констатирует, что на момент проведения процедуры машина находилась в технически исправном и пригодном для эксплуатации состоянии. Всё. Не более того. Техцентр найдёт возможность доказать, что рулевая тяга, лопнувшая в дороге – не «косяк» мастеров, не заводской дефект детали, который визуально НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ, а следствие удара по подвеске и ходовой части авто, нанесённый либо рытвиной на дороге, либо неаккуратным наездом на бордюр у супермаркета…
Цель частной конторы, осуществляющей техосмотр – получение прибыли. Десяток таких контор, спаянных в СРО – тот барьер, который владельцу транспортного средства не пробить. Даже справедливые требования, доказанные и подтверждённые документально – покушение на доходы владельцев бизнеса. Соответственно, надеяться на РЕАЛЬНОЕ возмещение ущерба – по меньшей мере, наивно… Достаточно вспомнить страховые компании, любыми путями отказывающие в выплате страховки или безбожно и нагло занижающие стоимость работ и запасных частей…
4. Теперь не частные компании и дилеры будут заниматься техосмотром, а саморегулируемые организации. Какие условия необходимо соблюсти в построении системы СРО в техосмотре, чтобы предотвратить проблемы, возникавшие в других областях экономики при переходе на эту модель управления?
В самом вопросе уже есть неточность. СРО будут состоять как раз из частных компаний. И что значит «теперь»? Интервьюер явно опережает события. Теперь техосмотром занимается ГИБДД. Да, в рамках реформы МВД будут освобождать от несвойственных «полицейскому аппарату» функций. Переход на другую модель проведения техосмотра, осуществляемую теми же лицами, не приведёт к мгновенному устранению застарелых проблем. Какие условия для этого нужны?
Вынужден повториться. Условие одно: очищенные от коррупции государственные органы. Суть-то проблемы в чём? За взятки продают талон техосмотра? В ущерб безопасности дорожного движения? Решение у проблемы – только карательное. Следственные органы должны выявлять, доказывать, пресекать и сажать. Попытка заменить страх перед неотвратимым наказанием за правонарушение декларативными «кодексами строителя капитализма» и компенсационными фондами СРО не приведёт, увы, ни к каким ощутимым положительным результатам…
5. Какое количество СРО в этой отрасли Вы считаете наиболее оптимальным для реализации поставленных задач?
Единственное, что может уравновесить аппетиты владельцев бизнеса по оформлении и выдаче талонов техосмотра – реальная конкуренция. В рамках отдельно взятого СРО, объединяющего 5-10-50 частных компаний, конкуренция практически невозможна, так как деятельность организаций-членов СРО (единые нормы, стандарты, правила) будет демонстрировать все признаки картельного сговора. Учитывая, что территориальные СРО объединяются в некую национальную структуру, количество СРО принципиального значения иметь не может – все они обязаны исполнять волю и требования общероссийского суперСРО.
Тупик? К сожалению, при нынешней ситуации с главными, на мой взгляд, органами дееспособного государства (независимый суд, арбитраж, прокуратура, ФАС и т.д.) любые попытки подменить их функции и переложить на некие общественные бизнес-структуры заведомо обречены на провал. Чистят рыбу с хвоста, но гниёт-то она с головы…
Войтко Валерий Евгеньевич, руководитель межрегионального профсоюза «Дальнобойщик», владелец легкового автомобиля Volvo S60, находящего в технически исправном состоянии.
|