Американским «траком» на российских дорогах нынче никого не удивишь. Но Kenworth W924, о котором мы расскажем, поразил бы даже самих американцев. Ведь эта машина с двухтактным дизелем выпущена в далеком 1973 году! Эта история началась тридцать четыре года назад — когда из Америки в богатый кубанский совхоз пришли три седельных тягача Kenworth W924. Все они обслуживали большой животноводческий комплекс — совместный советско-американский проект. Машины поистине уникальные — не только потому, что были выпущены в Америке (много ли американских грузовиков работало в Союзе в те годы?), а еще и потому, что изготовлены специально для СССР. Один из тягачей попал к совхозному водителю-передовику и вообще был он опытным человеком, так что руководство доверило ему один из супергрузовиков (а иного за руль и посадить не могли). И пошел отсчет годам и километрам, представляете, каково это — после «газона» сесть на настоящего «американца»?
Его двигатель, шестицилиндровый Detroit Diesel серии 6-71, был не совсем обычным — двухтактным, как старые ярославские дизели. А производство этого мотора (правда, не для грузовиков, а для катеров) началось еще в незапамятные времена — в 1938 году! Нынче этот Detroit выглядит несерьезно: маленький-то он какой! Впрочем, размеры для «двухтактников» не главное: ведь они изначально в 1,5—1,7 раза мощнее, нежели четырехтактные двигатели того же объема! Самой мощности (180 л.с.) вполне хватало: столько же развивал и мотор нашего МАЗа-500. Условия были (да и сейчас практически такие же) аховые — солярка черт знает какая, масло «бочковое», дороги разбитые... Но «американец» с этими задачками как-то справлялся: без последствий проглатывал топливо, на ухабы не обращал внимания, груз тянул легко. Тем не менее машина работала как часы. «Просто следить за ней надо, — говорит Сергей. — Положено менять масло через 20 тысяч километров, а я через 15 менял. Ну и перенапрягать ни к чему…» Единственное, что пришло в негодность, — американские шины без металлокорда. Дорожки-то и нынче не сахар, а уж тогда… Пришлось ставить кразовскую «резину» — благо та подошла по размерам.
За первые десять лет работы Kenworth прошел не так уж и много (на первом моторе Сергей проехал — 600 тысяч километров). Правда, о какой-либо экологичности выхлопа здесь говорить не приходится. Через десять лет — в 1983-м — заменили по контракту мотор. Второй недавно прошел отметку в 1 400 000 километров, так что в сумме W924 пробежал 2 000 000. Это событие Сергей увековечил на борту кабины.
Несинхронизированная коробка Fuller вряд ли смутила Паныча: наши-то «газоны» в те годы тоже были без синхронизаторов! Зато огроменный руль, снабженный гидроусилителем, вращался непривычно легко, а на его колонке красовался рычаг невиданного в Советском Союзе «парашюта» — тормоза полуприцепа. Коробка передач «пятиступка», с делителем на «четвертинки» и «половинки» (повышенная, пониженная). Опять же за 30 лет ни разу не ремонтировалась. Сергей ее даже не вскрывал, только масло меняет регулярно.
На рулевой колонке у грузовика есть очень интересный рычаг, Сергей его называет «парашют».
Нажимаешь на этот самый «парашют» — и подтормаживается только задняя ось прицепа. Очень ценная опция, не дает фуре сложиться.
Расходные материалы исправно приходили из Штатов по контракту, а, кроме замены шкворня и сайлент-блоков, серьезного ремонта тягач не потребовал.
Шли годы. Другие машины из партии ставились «на прикол», резались на металлолом. А эта
продолжала работать. Поговаривают, будто Сергей даже с ружьем в руках становился на защиту своего любимца, спасая его от неминуемого списания... Так продолжалось до перестройки. Сначала подошел к концу контракт с американцами, потом развалилась страна, за ней — колхоз. А в 1994 году Сергей выкупил тягач и стал частным дальнобойщиком. С тех пор и мотается по стране — то один, то с сыном. Правда, точный пробег машины неизвестен: то ли четыре миллиона километров, то ли два с небольшим...
Как бы то ни было, после двадцати лет беспрерывной работы редкостный «двухтактник» потребовал капремонта (что неудивительно). Кроме этого, пришлось заменить воздушный компрессор, гидроусилитель руля и редукторы задних мостов. Какие-то запчасти подошли от списанных иномарок, какие-то — от отечественных грузовиков. Ну а в последнее время нужные детали приходят прямо из Америки — благо проблем с их заказом и доставкой нет.
Но со временем появилась у Паныча мысль заменить двигатель. Не потому что уже того... Просто с его экологическими параметрами за границу не поедешь, а заказы заграничные есть, и даже много. Проблема! Машина-то старая, запасных частей нет. Сергей не унывает — думает. Главное — менять своего красавца никак не желает, говорит: что-нибудь да соображу. Да, соображать он горазд: переделал кабину под себя, обил кожзамом, поставил автономный отопитель, хорошую «музыку», новые сиденья. Сзади оборудовал два спальных места: иногда в путь-дорогу с Сергеем отправляется один из сыновей, теперь тоже водитель. Устроил ящики, полки для личных вещей и продуктов — все удобно, под рукой.
Внезапно проявилась коммерческая жилка: находил клиентов с выгодными предложениями, сформировал круг постоянных заказчиков. Диспетчеры тоже смекнули и стали рекомендовать его в первую очередь — человек проверенный, надежный и техника американская не подводит. А Сергей где только не мотается со своими грузами: от Прибалтики до Тюмени, от Мурманска до Кушки. Kenworth не возражает, легко перенося любой климат.
Не, молодцы американцы — хорошую технику сделали. Спидометр здесь оцифрован в километрах (а не в милях, как обычно), и надписи на приборной панели сделаны по-русски. Правда, коряво и с забавными ошибками: «акцессуары», «клирансовые фанари»... А как вам такое выражение: «ключ должен быть на «включено» с мотором в ходу»? Это Сергея до сих пор веселит. А еще веселят его новые знакомые: никак не верят, что у машины двухтактный мотор и что «американец» проехал 2 миллиона. Смеются: разыгрываешь, мол. А Паныч усмехается: вот проеду еще пару миллионов — поверите. А чего тут сомневаться — проедет, ясное дело, проедет. Мы-то сразу поверили.
Да и сам Паныч — человек с руками. Правда, о проведенных переделках он распространяться не любит — таится, как партизан. Его понять можно: машина-то ходит по дорогам общего пользования! Но и без того видно, что таких высоких «спальников» и здоровенных баков-«торпед» в семидесятых просто не было.
Конечно, годы берут свое: когда-то эффектный облик потускнел, «спальник» ржавеет по стыкам сварки... Но продавать машину Сергей не собирается — хотя предложения получает регулярно.
А вывод прост. Перед вами, братцы, последние из могикан: и тягачей таких сегодня не сыщешь, и дальнобойщиков, которые работают на столь старых иномарках, нынче немного.
Конечно, Kenworth всегда славился своей надежностью и долговечностью. И все же дело здесь не только — и не столько — в машине.
Материал предоставил Сашок 96. Фото Хохол! Идея проекта Хохол!
|