Близится последнее воскресенье июля -ДЕНЬ ВМФ и с вашего разрешения хочется отступить от автомобильного транспорта в сторону транспорта ,но водного

и вспомнить как это было.
ПЕРВЫЙ ПОХОД.
Вот и прошел год ремонтных работ нашего корабля в одном из судоремонтных заводов Владивостока.Морской тральщик блестящий, как новая игрушка(после покраски) готов к переходу на постоянное место базирования-Корсаков,юг Сахалина.Позади швартовые,ходовые испытания,где проходили проверку на всех режимах наши "две звезды"-дизеля по 2500л.с. и по 42 цилиндра каждый.Прошли и мы посвящение в моряки, выпив по плафону горькой забортной воды за первый выход в море.Летний Владик,огни бухты Золотого Рога надолго остануться в нашей памяти.Этот город построенный на сопках не оставил равнодушным ни кого.
"БАКОВЫМ НА БАК,ЮТОВЫМ НА ЮТ!!!"-неслось из корабельной трансляции.Слышен топот матросских башмаков("прогары"),шла какая то организованная суета."ОТДАТЬ ВСЕ ШВАРТОВЫЕ!!!".Тишина .Вдруг корабль вздрогнул и после паузы раздумья покрылся дрожью и начал малым ходом выходить из заводской гавани.Медленно проплывали мимо заводские доки с беспомощно торчащими надводными кораблями и подводными лодками,заводские корпуса на берегу,большое учебно-тренировочное судно "Авиатор"переделанное из большого траулера.Надвигался теплый приморский вечер.
"КОМАНДЕ ПИТЬ ЧАЙ"(на флоте помимо завтрака,обеда и ужина есть еще и вечернее чаепитие).Первое,что бросилось в глаза по прибытию в столовую команды-то ,что "баки"и "баночки"(столы и скамейки)были прицеплены к палубе специальными цепочками.Волнение моря было ощутимым и тральщик послушно качался с борта на борт,весело играя в давно забытую игру.Некоторые члены команды испытывая симптомы морской болезни от чаепития отказались.Для меня качка была не впервые,учась в речном пту на моториста-рулевого,я уже попадал в шторма ,во время плавательской практики, на Ладоге,Онеге и даже на Волге в районе камского устья качало не хуже ,чем на морях(40км.от берега до берега) .Забортом было темно и лишь огни Находки по левому борту виднелись в дали.Я был определен на вахту с 04.00 утра и надо было хорошо выспаться.
- "Миша,подъем!"
.Я открыл глаза с чувством жуткого недосыпа-."Неужели уже 03.30?"
-"Нет,ты заступаешь вместо Джамбула."
-"Что с ним ?"
-"Заболел."
Напротив на рундуках(вещевые ящики)лежал на спине парень из Казахстана с бледным лицом (обычно оно было смуглым).
Все как то сильно изменилось.Стоял сильный грохот.Корабль словно скакал,потом взбирался на гору,кубарем падал с нее и валился на борт так,что возникал вопрос-"А назад вернется?".Поытавшись встать на ноги,я тут же оказался на пятой точке.Поняв,что сопротивление бессмысленно,я стал одеваться сидя на палубе.Подойдя к трапу выхода из кубрика на верх,стало ясно,что здесь тактику выхода тоже надо изменить-подниматься на верх легче,когда корабль падает вниз,что было с успехом применено.Благодаря поручням на переборках добрался до камбуза. Там царила анархия-бери чего хочешь.Выбор был таким:гарнир-гречка,консервы-килька в томате,сушеная вобла.,сухари,из напитков -чай.Затолкав в себя немного не скользящей гречки,взял с собой на пост не полную кружку чая и не много сухарей.
Пост в машинном отделении был отделен шумонепроницаемыми переборками,оборудован хорошей вентиляцией и был довольно приличным для несения вахты.В машинное отделение выходили специальные смотровые окна,а пульт приборов отражал множество параметров работы главных и вспомогательных двигателей.В посту встретил своего напарника по вахте электрика Славу.Сидеть из-за сильной качки на "баночках" было тяжело.И удержаться и укачивало сильнее.Поэтому соорудили из спасательных бушлатов лежаки вели наблюдение за приборами в лежачем положении,переодически выходя в машинное отделениедля визуального осмотра механизмов.Во время обхода машины высокая температура,шум ,приторный запах соляры и масла в купе с качкой делали свое дело-появился привкус ржавого железа, в глазах потемнело,появилась лихорадочная мысль-"НА СВЕЖИЙ ВОЗДУХ!".Пробираясь перебежками к выходу на ют(кормовая часть палубы),опираясь то на одну переборку,то на другую,задерживаясь в ожидании сильного крена или падения вниз,я подошел к люку кубрика и увидел внизу матроса вытирающего рвоту с палубы ветошью.Не в силах смотреть на это,вышел на подветренный борт юта.Жадно вдыхая свежий морской ветер,я почувствовал себя легче.Все окружающее тебя не пугало,а просто ставило тебя на свое место.Корма утопая в волнах,вдруг заваливалась сливая с себя морскую воду и вздымалась вверх.Мачта выписывала по черному небу странные символы.Кораблик был даже не щепкой ,а волоском в этом хаосе ,а тебя самого и не разглядеть в этом пространстве.
Отдышавшись,вернулся к себе на пост.Тут все таки спокойнее.Тревожные мысли перебивали разговорами не о чем с электриком-лишь бы говорить и меньше думать.
Наступило время моей вахты(по графику).Поднявшись наверх в поперечный коридор ГКП(главный командный пост,где на гражданских капитанский мостик) я понял насколько здесь ребятам сложнее.Амплитуды качки здесь были сумашедшими.Ожидали выхода вахтенного офицера сидя на корточках.Рулевых на руле подменяли каждые полчаса.Даже бывалый моряк просидев год на берегу почувствоет себя не уютно в этом барабане стиральной машины.Вот здесь и родилась эта мысль "НЕ Я ПЕРВЫЙ,НЕ Я ПОСЛЕДНИЙ!"Вспомнился дед служивший на тральщике "Рошаль" на Балтике,вспомнились истории других моряков,-"ИМ БЫЛО НЕ ЛЕГЧЕ."
Вторая подряд вахта пролетела не заметно.Напарником был мой командир Игорь с Магаданской области,с которым не смотря на разность в год по сроку службы,были в очень хороших отношениях.Всю вахту смеялись на разными историями из жизни.Ели сухари прихлебывая чаем.Не смотря ,что качать стало еще сильнее,появился кураж от сознания того,что ты не сломался и не лежишь пластом ,страдая от приступов морской болезни.
Сменившись с вахты,спустился в грохочущий кубрик(он находился в кормовой части ниже ватерлинии),упал на шконку и держась за цепи подвески ,почувствовав в очередной раз "радость" свободного падения,уснул.
Проснулся перед обедом.На палубе юта ,закрытой от ветра стороне,толпились ребята расказывая ночные истории.Сигнальщик Гера оказывается чуть не улетел за борт,когда пароход не ожиданно заложило на борт.А так все живы и здоровы,кроме некоторых ребят серьезно не переносящих качку.А остальные испытывали что то вроде похмелья-не очень приятно,но не смертельно.Что касается меня ,то после сна я даже получал удовольствие от качки,да и качка перестала быть беспорядочно хаотичной,а стала строго килевой.Погода была ветренная,ясная,волнение моря 4-6м.Море своими красками впечатляло.
Весь день шли в нейтральных водах вдоль берегов Японии.Паралельным курсом шел фрегат ВМС Японии.Коробка с квадратными очертаниями,нелепая на вид.Наши СКРы(сторожевые корабли) были признаны экипажем более красивыми.Догнали морской буксир"Актау",который тащил в ту же базу на Сахалине торпедный катер.Который бедный бежал на тросе ,как маленькая собачка на поводке,переодически выскакивая из воды и махая своими крылашками падал снова.Мимо пробегал косяк дельфинов и один оторвался от толпы поиграл с нашим кораблем,ныряя под него,прыгая перед форштевнем.Поразило умение избегать корабельных гребных винтов.Очень поразил остров вулкан .Его заснеженная вершина скрывалась в облаках.
На третьи сутки пройдя пролив Лаперуза нас гостеприимно встретил залив Анива.Море было спокойным.А потом стоя у борта большого трулера"Алексей Стаханов" на рейде Корсакова, мы общались с рыбаками и расказывали им ужасы первой ночи нашего похода.В ответ они только улыбались.Ведь для них это была обычная работа,а для нас это был ПЕРВЫЙ ПОХОД,