8 июля в конференц-зале стояночного комплекса "Берёзова Роща" (Екатеринбург, 30-км Тюменского тракта), прошёл очередной семинар из цикла "Система против хаоса"
Группы слушателей наших семинаров, как правило, формируются из 15-20 человек - считается, что при таком количестве участников общение получается максимально эффективным. В Екатеринбурге в семинаре приняли участие около 30 человек.
Участники семинара собрались практически со всего Южноуральского региона. Это были руководители производственных и транспортных компаний, экономисты, бухгалтеры, юристы, сотрудники логистических отделов, экспедиторы, диспетчеры, индивидуальные предприниматели, представлявшие, по сути, весь спектр, весь срез отрасли автоперевозок: от крупнейшей к регионе компании ЛОРРИ до скромных "диспо-табуреток".
Запланированное время семинара было перекрыто практически вдвое: вопросы практического применения и использования положений новых "Правил перевозок грузов", перекрёстные ссылки на нормы действующего законодательства, постатейные комментарии к тем или иным тезисам, примеры оформления новых форм и бланков требовали детальнейшей, тщательной проработки.
Например, расшифровка и обсуждение одного слова, одного нового термина, появившегося в ППГ - "прейскурант" (ст.8 ППГ) услуг перевозчика заняло более часа...

Потому и просидели почти до темноты...
Наибольшее количество вопросов автоперевозчиков, экспедиторов, диспетчеров вызвали вопросы, касающиеся
заполнения транспортной накладной (приложение №4), и заказ-наряда (договор фрахтования) (приложение №5),
и легитимного обмена как предварительными заявками в процессе их согласования, так и обмена оригиналами документов между сторонами в процессе исполнения договора перевозки.
Вопросы и настрой экономистов, бухгалтеров предприятий в очередной раз дали понять: какие бы доводы и аргументы не приводили сторонники, вольные или невольные защитники сохранения "прежних отношений",
именно бухгалтерия, налоговая, и только потом, возможно, правоохранительные органы станут локомотивом введения и использования основных положений ППГ, (выдавливающих из процесса перевозки паразитирующих посредников, выпадающих из законных договорных отношений). На чём бы не настаивал, например, логист предприятия - кому и как надо платить за перевозку,- прожжёный опытный бух подставляться не будет... Факт
Было отмечено, что, к сожалению, в силу фатального непрофессионализма, необразованности, инертности подавляющего большинства участников рынка автоперевозок, их неинформированности (да и откровенного нежелания получать новую информацию), вступление в силу новых ППГ 25 июля будет означать весьма болезненные перемены на рынке автоперевозок, сходные, без преувеличения, например, с ломками наркомана. Очевидно, что ещё некоторое время будут сохраняться попытки удержания "статус кво", текущего положения вещей. Но даже этот прогнозируемый "переходный период" участники рынка, в первую очередь представители псевдоэкспедиторской, псевдодиспетчерской деятельности не должны воспринимать как "А, типа, мы ж предупреждали, что всё останется как было!!!!!" Такое
самозомбирование, вместо максимально быстрой трансформации основных принципов работы, выведет многих участников рынка автоперевозок за пределы правового поля.
На конкретных примерах представители ТЭКов и "диспов"
показали и рассказали, как в регионе происходит процесс объединения разрозненных перевозчиков-одиночек (малый и средний бизнес) в "консолидированного перевозчика". Процесс этот реально идёт, и единственное, на что сетовали его участники - отсутствие опыта, информационной поддержки и... фактор времени. Того времени, которого сейчас уже катастрофически не хватает.
Содержательная часть семинара "разбавлялась" короткими перекурами, где
обсуждение поднятых проблем носило порой весьма нелицеприятный, а местами , хм... характеризовалось и очень "неполиткорректными" оценками и эпитетами. Один из тезисов со стороны автоперевозчиков звучал примерно так: "Да ср...ть нам на новые правила!!! Нужна новая ТН - буду ездить только по новой ТН. Машина под загрузку, перевозка то есть, нужна не мне, а заказчику, диспу, грузаку -- вот пусть они между собой и собачатся, выясняют, кто правее, кто круче, кто изворотливее, кто грамотнее".
Представители крупных экспедиторских компаний, товаропроизводители, понимая неизбежность серьёзной трансформации, говорили, тем не менее, о том, что резкие меры, радикальные поступки сильно осложнят работу транспортных отделов, во всяком случае, на первом этапе введения новых ППГ, и это не может не задеть интересов самих же перевозчиков...
Истина, как обычно, где-то посредине...
По ряду замечаний и предложений участников занятий организаторы семинара согласились провести необходимую работу по конкретизации и детализации некоторых "скользских", с точки зрения учасников, моментов в новых ППГ, связанных, как уже отмечалось выше с механизмом документооборота.
*****************************************************
*****************************************************
Дополнительная информация для участников семинара.
В силу, видимо, общего накала страстей и усталости под конец занятий, при обсуждение условий исполнения договора фрахтования и заполнения "Заказ-наряда" мы допустили ряд упущений
Полагаю, нам
не стоило уделять так много внимания "подгонке" практических примеров перевозок, которые заказываю/выполняют наши коллеги,
к международным правилам ИНКОТЕРМС-2000. Отношения, возникающие при договорах купли-продажи, и транспортировке товара, обозначенные терминами EX WORKS, FCA, CIF и т.д.,
не всегда и не во всём коррелируются с обозначенными в ППГ положениями договора фрахтования.
Применительно к ППГ, формулировки ст. 13 этого акта следует, очевидно, толковать буквально: договор фрахтования и оформление заказ-наряда допускается только в двух случаях:
1. Перевозка груза осуществляется с сопровождением представителя грузовладельца
2.Перевозится груз, в отношении которого не ведётся учёт движения товарно-материальных ценностей.
Помните нашу жаркую дискуссию про "продавец-покупатель-дилер- самовывоз - внутрипроизводственная перевозка" и т.д.? Так вот, моё уточнение сводится к одному: как следует из ППГ, ст.13, эти детали несущественны. Существенно одно --
если в кабине транспортного средства, помимо водителя, будет сидеть представитель грузовладельца, который по доверенности оформляет груз, заполняет товарную накладную, как коршун, висит над грузчиками, чтоб груз не повредили и т.д. и т.п. -- только тогда оформляется договор фрахтования.
Соответственно, все проблемы с заполнением заказ-наряда, синие печати и синие подписи --
это проблемы фрахтователя (заказчика машины). Во всяком случае, подходя к кабине автопоезда, который по его заказу поедет забирать товар в Усть-Кукуево,
оформленный должным образом заказ-наряд (договор фрахтования) у него должен быть.
Ну, и как частный случай -- вывоз груза, по отношению к которому не ведётся учёт ТМЦ. Таким грузом принято считать, например, вывоз строительного мусора, вывоз снега, перевозку по производственной территории металлолома, отходов производства и тд.
Как ни крути, во всех остальных случаях, за исключением этих двух, речь будет идти о чистом договоре перевозки груза. Другое дело, что в графе 1 Приложения 4 и грузоотправителем и грузополучателем в ряде ситуаций может и будет выступать одно лицо, но с разными местами погрузки и выгрузки.
Вот. Далее - всё по тексту лекции. Сделайте пометку на стр.24 нашего методического пособия, которую мы заполняли на семинаре...