К сожалению, с понедельника был в отъезде, и нашу переписку по поводу весенних ограничений своевременно выложить не было возможности.
В общем, в ФАС, Минэкономразвития и Минтранс мы с Димой Бахановым отправляли вот такое письмо:
Цитата:
Министерством транспорта Российской Федерации 12.08.2011 издан Приказ N 211 "Об утверждении Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам" (далее по тексту Приказ).
В пункте 19 Приказа установлено, что в период введения временного ограничения движения (весенний период, далее – «весенние ограничения») движение транспортных средств по автомобильным дорогам, нагрузка на ось которых превышает предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим движение тяжеловесных транспортных средств.
Законодательство РФ, регламентирующее движение тяжеловесных транспортных средств (ст. 31 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") предусматривает внесение оплаты (п.2 ч. 3 ст. 31 ФЗ-257) за получение специального разрешения для движения тяжеловесного транспортного средства.
Однако статья 30 ФЗ-257, регламентирующая временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам, не содержит никаких указаний о возможности взымания оплаты за проезд транспортных средств в период временных ограничений. Таким образом, Приказом установлены требования к хозяйствующим субъектам, не предусмотренные федеральным законом.
В пункте 20 Приказа установлено, что временное ограничение движения в весенний период (с 01 апреля по 25 июня – п. 21 Приказа) не распространяется на международные перевозки грузов, таким образом, в отличии от российских перевозчиков, международные перевозчики во время действия весенних ограничений освобождаются от оплаты за получение разрешения для движения транспортных средств, осевые нагрузки которых превышают установленные нагрузки на период «весенних ограничений».
Следовательно, Приказом создаются дискриминационные условия для осуществления деятельности российских автомобильных перевозчиков, по сравнению с условиями для международных перевозчиков.
Однако Приказ вводит дискриминационные условия не только для перевозчиков, но и для всех российских товаропроизводителей.
В профсоюзе «Дальнобойщик» собрана информация о том, что из-за планируемых ограничений в весенний период, российские производители вынуждены отправлять вместо обычных разрешённых 20-ти тонн груза всего 10-12 тонн, а в ряде случаев и меньше. Затраты на доставку «внутрироссийских» грузов увеличиваются как минимум вдвое. Зачастую производственные предприятия, испытывая серьёзные проблемы с транспортировкой готовой продукции, материалов, комплектующих, вынуждены сокращать объёмы производства на 1,5-2-2,5 месяца, отправлять сотрудников в отпуска. Есть факты, когда в период «весенних ограничений» российские предприятия были вынуждены отказываться, например, от поставок фанеры из Новгородской области в пользу поставок из Польши, так как международные грузы не попадают под дискриминационный режим «весенних ограничений».
Очевидно, что в отношении международных перевозок Минтранс РФ обсуждаемым приказом создаёт фактически режим наибольшего благоприятствования для иностранного бизнеса, соответственно создаёт дискриминационные условия не только для российских перевозчиков, но и для всех российских товаропроизводителей, доставляющих свою продукцию покупателям автомобильным транспортом.
Утверждения чиновников Минтранса о том, что в весенний период российским товаропроизводителям надлежит переходить на доставку другими видами транспорта, например, железной дорогой, свидетельствуют, как минимум, о слабом понимании данными чиновниками специфики доставки грузов, которую они берутся регулировать.
Доставка грузов грузоотправителями до железнодорожных станций и вывоз грузов грузополучателями с железнодорожных станций опять таки невозможны без привлечения большегрузного автомобильного транспорта, движение которого в весенний период фактически находится под запретом. Обычная перевозка получает статус «мультимодальной», с использованием нескольких видов транспорта, с несколькими погрузочно-разгрузочными операциями, что в итоге приводит к кратному увеличению стоимости перевозки, а также к кратному увеличению срока доставки. Иностранных товаропроизводителей, как и автоперевозчиков-международников, приказ Минтранса РФ от таких «обременений» освобождает.
Аналогичная, однако не менее проблемная ситуация складывается в связи с принятием Постановления Правительства Москвы от 22 августа 2011 г. N 379-ПП «Об ограничении движения грузового автотранспорта в городе Москве и признании утратившими силу отдельных правовых актов Правительства Москвы» (далее по тексту – Постановление).
Постановлением вводятся круглогодичные ограничения для движения грузового автотранспорта грузоподъёмностью более 12 тонн в период с 6 часов утра до 22 часов вечера (п. 2.4 Постановления), а в отдельные периоды и до 24 часов вечера (п. 3 Постановления).
Фактически, Постановлением получателей грузов в г. Москве вынуждают переходить на работу в ночное время, что повлечет за собой неминуемое увеличение затрат.
Однако и в Постановлении (п. 4.5.2.) установлено, что оно не распространяется на международные перевозки, следовательно оно также создает дискриминационные условия для российских перевозчиков и товаропроизводителей. Несомненно, определённая часть заказчиков автоперевозок в Москве и области предпочтёт затратоёмкому переходу на прием грузов в ночное время, поставку аналогичных товаров производства, к примеру, Белоруссии или Казахстана, которые не подлежат таможенному оформлению в рамках таможенного союза и беспрепятственно будут доставляться в дневное время в рамках международных договоров перевозки в любую точку г. Москвы.
Также Постановлением установлен порядок выдачи московскими чиновниками неких пропусков, и в п. 4.5.6 Постановления установлено, что ограничения не будут распространяться на грузовые автомобили, имеющие такие пропуска.
Пропускной режим не предусмотрен статьей 30 ФЗ-257, регламентирующей временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам.
Следовательно, Постановлением, в части введения пропусков, устанавливаются не предусмотренные законодательством РФ требования к хозяйствующим субъектам, вводятся ограничения в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации. Чиновникам предоставляется право определять, кто из перевозчиков может осуществлять беспрепятственную деятельность по перевозке грузов по территории г. Москвы, а на кого будут распространяться ограничения, установленные Постановлением.
Также Постановлением чиновникам на откуп дан вопрос о том, кто из грузоотправителей\грузополучателей может продолжить работу в обычном режиме, а кто будет вынужден перестраивать свои логистические цепочки поставки товаров. Таким образом, и в отношении данной категории хозяйствующих субъектов Постановлением введены необоснованные препятствия в осуществлении их деятельности. Также для них ограничен выбор перевозчиков, услугами которых они смогут воспользоваться не перестраивая режима своей работы, что, несомненно, приведет к монопольному росту цен на услуги перевозчиков, допущенных московскими чиновниками до работы в дневное время в г. Москва.
В заключении хотелось бы отметить, что вышеуказанные дискриминационные меры в отношении отечественных товаропроизводителей и автоперевозчиков по сравнению с иностранными, не имеют аналогов в мировой практике, и не вписываются в декларации о поддержке «отечественного производителя».
Нормы и правила строительства автомобильных дорог, существующие в настоящее время, исключают снижение несущей способности дороги в любые периоды, т.к. предусматривают монтаж в основании дорог специальных дренажных систем, отводящие избыточную влагу из основания дорожного покрытия. Несоблюдение технологий реконструкции и строительства автодорог, многочисленные финансовые злоупотребления в дорожностроительной отрасли – реальная причина низкого качества автодорог.
Как нам представляется, чиновникам Минтранса и Федерального дорожного агентства надлежит привлекать к ответственности подрядчиков/субподрядчиков, задействованных при строительстве/ реконструкции автодорог, а не вводить дискриминационные запреты в отношении деятельности хозяйствующих субъектов, не имеющих никакого отношения к злоупотреблениям дорожностроительной отрасли. Такие ограничения и запреты прямо и косвенно наносят ущерб отечественному бизнесу, связанному с производством товаров и их доставкой потребителям, в угоду развития их иностранных конкурентов.
Исходя из вышеизложенного мы полагаем, что Приказом и Постановлением допущены нарушения целого ряда подпунктов пункта 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», которые ущемляют интересы субъектов рынка автоперевозок, а также создают режим максимального благоприятствования для иностранных товаропроизводителей за счет дискриминации отечественных. В связи с чем просим возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства Минтрансом РФ и Правительством г. Москвы и принять меры для устранения нарушений законодательства о защите конкуренции указанными в данном обращении нормативно-правовыми актами.